Мужской характер в свете Ислама

19 Ноября 2010

Сегодня все больше и больше людей принимает Ислам. Некоторые приходят к пониманию Истины путем размышления и логики, сопоставления фактов, научных сведений и Писания, другие же из-за жизненного случая, чуда произошедшего с ними, третьи, видя подлинную мораль и нравственность Ислама. Каждому Всевышний дает это благо по-разному. Однако вне зависимости от того, как человек пришел к Истине, это в итоге основательно меняет его. Но что же изменяется в его жизни, в его характере, восприятии окружающего?

Для ответа на эти вопросы будет правильным, если начать разговор с самого Ислама и роли мужчины в современном обществе. Всем нам известно, что Ислам религия прямого пути и середины, которая охватывает все сферы жизни, учитывая потребности как души, так и тела, не подавляя естества человека, а указывая правильный путь выполнения своих нужд.

«Мы разъяснили людям в этом Коране всякие притчи…» (Священный Коран, 18:54). «Мы ничего не упустили в [этом] Писании» (Священный Коран, 6:38).

Главная цель человека – получение довольства Всевышнего. Глупо жить беспечно, не зная своего места в мироздании, смысла рождения и смерти, жить в подобном заблуждении – значит не уметь использовать пребывание на этой земле как благодатную возможность обретения довольства Всемилостивого. Каким же образом? Путем совершения того, что Аллах требует и желает от своего раба.

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Священный Коран, 51:56). У всех людей свои функции, у мужчин одни, у женщин другие. Ислам учитывает различия людей и не требует того, что не соответствует природе человека и выше его возможностей.

Мужчина по своей натуре отличается от женщины, в соответствии с этим отличается и его роль в обществе, требования, предъявляемые к нему, а также личностные качества.

Стереотип и характер человека закладываются тем обществом, в котором он живет, а также семьей, где он воспитывается. Во многом образ характера мужчины современного российского общества и исламского совпадает, т.е. в обоих обществах качества, которыми должен обладать настоящий мужчина, схожи. Однако есть коренные различия. Они заключаются в мотивах поведения человека, иными словами отличаются причины, которые двигают человека на тот или иной поступок. Не мусульманин отвечает только перед самим собой, родителями, обществом. Его действия в итоге подразумевают личную выгоду от каких-либо общественных отношений: будь то написать полезную статью в газету, где за работу он получит деньги; будь то дать в долг другому, после этого ожидая взаимного отношения к себе; или даже просто пообщаться или провести время с другом, пусть даже, не преследуя какой-либо выгоды, но совершая это в угоду своим желаниям или для самоутверждения. Несомненно, есть и такие, которые выделяются своим характером, своей нравственностью, своими моральными принципами, делают что-либо, не пытаясь найти выгоду, а просто потому, что они так воспитаны. Впрочем, даже они полностью доверяют себе своей душе, которая хочет объять необъятное, не находя покоя.

«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (Священный Коран, 45:23)

Взглянем на это более пристально и увидим, что в самой глубине души такого человека лежит страх, можно даже сказать инстинкт самосохранения. Страх потери, быть отвергнутым обществом и т.п. Это и является основным движущим фактором его действий, их основой.

Что же касается мусульманина, то его страх качественно отличается от страха не мусульманина. Мусульманин боится потерять любовь к Аллаху и любовь Самого Аллаха к нему. Что же прекрасней этой чистейшей и совершенной любви? Это и есть та любовь, которая смягчает и облегчает тяжесть обремененности, делает щедрым скупого, храбрым трусливого, очищает память, усмиряет страсть, воспитывает и успокаивает душу, делая его жизнь прекрасной, отдаляя его от запретного. Мусульманин стремится приблизиться к Аллаху всеми угодными Ему путями и, впоследствии, находит сладость веры. Вера оказывает большое воздействие на души, а на вкус она для сердец верующих приятнее холодной сладкой воды для жаждущего и слаще мёда для тех, кто долгое время вкушал горькое. Пророк, (с.а.в.), сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем все остальное, любит того или иного человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, также как не желает он быть ввергнутым в огонь». (Аль-Бухари и Муслим).

Также в сборнике достоверных хадисов имама аль-Бухари приводится от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/, пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чем-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его».

Кроме того, в другой версии этого хадиса аль-Бухари приводит также и следующие слова Всевышнего: «...и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла».

Таким образом, благодаря своей любви и подчинению Всевышнему мусульманин добивается покровительства Аллаха, и нет покровителя кроме Него. Что же может случится с тем, чей покровитель Сам Создатель всего сущего, кого или чего бояться помимо Всевышнего?

«Увещевай же Кораном тех, которые страшатся предстать перед их Господом. Нет у них, кроме Него, ни покровителя, ни заступника. Быть может, будут они богобоязненны!» (Священный Коран, 6:51)

«Воистину, те, кому покровительствует Аллах, не познают страха и не будут опечалены. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, предназначена радостная весть [о доле благой] в этой жизни и будущей – слова Аллаха не подлежат отмене – это и есть великое преуспеяние» (Священный Коран, 10:62-64)

Т.е. некого им бояться помимо Аллаха и нечего печалиться, ведь Аллах устроит им жизнь. «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Священный Коран, 16:97)

Такой человек обретает решительность в сложных ситуациях, стержень, силу и твердость духа, независимость от мнения окружающих, внутренний покой и другие ценные качества в соответствии со словами Всевышнего: «Аллах поддерживает (укрепляет) верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни» (Священный Коран, 14:27)

Мусульманин умеет не менять своего умиротворенного, светлого, духовного состояния при любых жизненных обстоятельствах, из которых он может извлечь для себя пользу.

Мы видим, что как только мужчина становится на путь Истины, Аллах облегчает ему это и всячески поддерживает. Но не стоит забывать, что человек ограничен временем и пространством и подвержен разным испытаниям, как борьба со страстями, наущениями сатаны, которые проверяют на твердость духа, преданность Аллаху и любовь к Нему, в итоге которых человек получает довольство Всевышнего, любовь, покровительство и Его награды. Этот путь человек не проделывает в мгновение, он всю жизнь исполняет повеления Аллаха и сторонится Его запретов, следует светлым путем совершенствования, отказываясь от многих желаний невоспитанной, сырой, слабой и ненасытной своей животной природы. Ведь, что приказал Милостивый, то Ему желанно, а что запретил, то – ненавистно.

Человек, усмиривший свою страсть и очистивший сердце от пороков, бескорыстно поклоняющийся Всевышнему Аллаху, сознающий свою полную зависимость от Него и испытывающий любовь к Нему, получит награду уже в жизни ближней – он будет окружен божественной заботой, Всевышний Аллах дарует ему ключи взаимоотношений с окружающими.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Если Аллах испытывает любовь к (Своему) рабу, Он обращается к Джибрилю, (говоря): «Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты!», – (после чего) Джибриль (начинает) любить его и Джибриль обращается к обитателям небес со словами): «Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!», – и обитатели небес (начинают) любить его, а потом ему начинают оказывать хороший приём и на земле» (Аль-Бухари; Муслим)

Человеку, как социальному существу, трудно проходить жизненный путь без поддержки со стороны других, их совета или подсказки, тем более путь духовного становления, развития и совершенствования. Пророк (с.а.в.) сказал: «Религия – это наставление» (Муслим). Человеку необходим хороший пример, если рядом нет праведных друзей, наставляющих на путь истины и блага, нужно их искать и стараться быть рядом и необходимо советоваться с ними «…и советуйся с ними о делах…» (Священный Коран, 3:159)

Во всем этом человеку помогает его непоколебимая вера и религия, заполнение сердца нравственностью, добротой, продвижение по пути духовного роста. Когда многие завесы сняты с сердца, в нем нет смятения, искушения, то есть оно свободно от духовной грязи, когда человек начинает чувствовать удовольствие от веры. Мусульманин искренне радуется своей вере, которая заслоняет неприятности в сердце человека, куда постоянно приходит вдохновение. Как сказал Милостивый: «Мы вдохновили человека и на грехи, и на благочестие» (Священный Коран, 91:8). Когда человек научится отсеивать плохое, закроет ему дорогу, тогда будет больше возможности проявиться доброму и светлому. Человек становится добрым и центром его мира становится не я, а мы, начиная служить всему миру ради Аллаха.

Нет для человека другого счастливого выхода, как жить в пределах той черты, которую уготовил для него Всевышний. Книга Его дает ясное знание о том, каков конец тех, кто не верит в жизнь будущую и сердце которых занято лишь устройством комфорта ближайшей жизни – ждет их великий убыток. Чтобы человек не остановился на этом ошибочном понимании жизни и не подверг себя вечным страданиям, не преследовал ложных целей, важно избрать ему такое общество, где есть люди праведные, обладающие знанием, соблюдающие законы, установленные Милостивым.

Завершая наш ответ, просим у Аллаха того, что просил лучший из людей любимейший пророк Мухаммад (с.а.в.): «О Аллах, поистине, мы просим Тебя, Твоими сокровенными знаниями, и Твоей мощью над творениями даруй нам жизнь, если эта жизнь лучше для нас, и упокой нас, если смерть лучше для нас. О Аллах, поистине, мы просим у Тебя страха в сокровенности и явности, и просим у Тебя слова истины в гневе и довольствии, и просим Тебя об умеренности в бедности и в достатке, и просим у Тебя нескончаемого благополучия, и просим у Тебя непрерывающуюся усладу очей, и просим у Тебя радость жизни после смерти, и просим у Тебя наслаждения лицезрения Твоего лика, и просим у Тебя тоску по встрече с Тобой, чтобы не помешало этому ни несчастье, которое нанесет вред, ни искушение, которое собьет с пути! О Аллах укрась нас красотой веры и сделай нас руководителями и идущими прямым путем!» Амин!

Руслан САБИРЗЯНОВ, Раис ШАРАФИЕВ


Количество показов: 5353

Возврат к списку