Антитатарский глобализм ваххабитов

Антитатарский глобализм ваххабитов 27 Октября 2010 Голосистый хор зоопарка противников всего татарского в российском исламе в последние годы не перестает утихать. Кудахтают против народных меджлисов, гавкают на татарский язык пятничной проповеди, угрюмо мычат в сторону джиена в древнем Булгаре. До слез трогательно, когда в этом шумном многоголосье слышится татарский акцент и, когда среди буйного стада бременских музыкантов, встречаются признанные маэстро-запевалы с татарскими именами и фамилиями. Вот, например, совсем недавно антитатарский голосок прорезался у татарина Шавката Авясова (председателя Общероссийского Общественного движения «Российское исламское наследие»), которого до мозга костей возмутило желание татар вести в Татарстане проповеди на татарском языке (см. мой блог на islam-portal.ru «Всемирный татарский заговор Ш.Авясова»). И это было бы очень смешно, если бы не было так грустно.

Откуда же растут ноги (лапы) у подобного антитатаризма? Именно об этом настоящая статья. Запаситесь терпением: будет много букв, в которых я сделаю большое отступление, чтобы в конце вернуться к обозначенной проблеме.

Фундаментальную причину антитатарской звериной травли надо искать в процессах пресловутой глобализации. Я не политолог и не знаю, что такое глобализация – планетарный самосдетонировавшийся взрыв, обусловленный экономически, или же коварная игра тайного клуба всемирных кукловодов. Однако, похоже, что этот процесс имеет две стороны: стерилизация сознания человеческой биомассы, ведется как через наступление извне, так и через разложение изнутри (уж простите за антиглобалисткую риторику). Только вторая сторона процесса часто ускользает от нашего взора.  

В мусульманский мир глобализация вламывается не только напролом через Кока-колу и CNN , но и подкрадывается более утонченно через Мекка-колу и аль-Джазиру. Это многие хорошо понимают. Но то, что глобализация самопроизвольно взращивается на наших грядках нашими же руками и, что самое удивительное, из наших же семян, осознают уже не все. При этом автохтонная, т.е. родная, не заимствованная модификация общеглобалистского клона внешне совсем не похожа на свой аналог, произведенный на Западе. Но если смотреть по сути, то разницы между ними столько же, сколько между колой и пепси. Разные фантики, единое содержимое (еще раз простите за антиглобалистскую риторику).

Главным автохтонным рассадником глобализации в сфере идеологии владеет в исламском мире группа корпораций под общим (неофициальным) названием ваххабизм, в результате ребрейдинга, переименованного в политкорректное «салафизм». 

Ваххабиты ведут мощное методологическое наступление из недр самого ислама, стремясь переформатировать его по своим стандартам. Суть этого стандарта определяет взятая ими на вооружение логика формального богословия. Идея ее проста: на каждое положение нужен формальный довод (далиль), как правило, цитата из Корана и Сунны Пророка. Именно это делает идеологию ваххабизма привлекательной для многих молодых мусульман, поскольку предлагает им жизнь в соответствии с истинным, выверенным исламом, обоснованным исключительно Священным Кораном и Пречистой Сунной. И, порой, бывает сложно что-то противопоставить их красивой и внешне правильной риторике.

Аналогичная ситуация разворачивается и у российских антизападников, стремящихся защитить свои национальные традиции от натиска либерально-демократической идеологии, которая предписывает нам жить исключительно по Закону, хотя он, как известно, не всегда согласуется с Правдой. Эту проблему великолепно раскрыл Никита Михалков в своем нашумевшем (правда, в определенном смысле антимусульманском) фильме «12», заканчивающимся глубоким полуриторическим вопросом: «Закон превыше всего, но как быть, когда милосердие оказывается выше закона?». 

Справедливости ради стоит отметить, что формальное мусульманское богословие – это не изобретение самого ваххабизма. На протяжении столетий многие мусульманские богословы также придерживались его. Ваххабизм лишь взял эту формальную логику на вооружение из уже имеющегося богословского арсенала и сделал (возможно, неосознанно) инструментом глобализации мусульман. При этом по другую сторону баррикад оказались мусульманские богословы, которых нынче (применительно к татарам-мусульманам) принято называть традиционалистами (представителями традиционного ислама) и которые руководствовались и руководствуются в религиозной жизни другим принципом – духовной мудростью (название условное). Духовную мудрость сложно формализовать и, что особенно раздражает ваххабитов, внешне она может противоречить формальному богословию. 

Иллюстрацией к сказанному является известная причта о том, как умудренный жизненным опытом мулла приучил жителей одной деревни ходить в мечеть, разрешив им не мыть ноги во время предмолитвенного омовения. На гневное и по всем богословским признакам справедливое возмущение молодого умника из медресе имам лишь спокойно ответил: «Я их приучил в мечеть ходить, а вот теперь ты приучи их ноги мыть». Как видно из притчи, противостояние формального богословия и духовной мудрости – это нечто большее, чем обычное противостояние буквы и духа Закона. Духовная мудрость ориентирована на стратегическую перспективу, идеи милосердия и глубинное предназначение веры и религии, в то время как формальное богословие заботит лишь текущее соответствие канонам ислама.

Имам Абу-Ханифа будучи правоведом сформулировал идею духовной мудрости на языке права в разработанном им методе правового толкования под названием истихсан, что буквально означает «предпочитать лучшее [не смотря на формальные доводы против]». В жизни имам сам нередко во благо народа применял этот метод, чем навлек на себя гнев со стороны многочисленных буквоедов и формалистов-законников. Чего стоило его дозволение употреблять национальный и любимый доисламскими персами хмельной напиток набиз. Даже многие его ученики не понимали столь радикального шага своего учителя и потому придумывали разные способы, дабы оградить наставника от нападок недругов. Жаль, что Абу-Ханифы не было в мусульманской делегации на «состязании вер», устроенном Владимиром Красным Солнышко и приведшем к христианизации Древней Руси. Ведь если вспомнить историка Ключевского, именно исламский запрет на вино и стал причиной отказа принимать ислам, ибо медовуха была любимым национальным напитком не только простого народа, но и великокняжеской дружины. А вот персы со своим набизом стали в итоге мусульманами и уже много столетий ведут трезвый образ жизни. Так что же важнее: богословский формализм или духовная мудрость?

Категорично отвергая смелость духовной мудрости и взяв на вооружение логику богословского формализма, ваххабиты приходят нынче в наши мечети со своими правильными речами. На уровне слов многие их идеи и предложения действительно безупречны, особенно для несведущих в мусульманской традиции. Кто-то вступает с ваххабитами в спор и на уровне формальных богословских аргументов вполне успешно отстаивает свои позиции. Однако вне зависимости от результата таких споров духовная мудрость всегда проигрывает, ибо начинает играть на чужом методологическом поле, по другим богословским правилам. Даже если ваххабизм будет повержен (а так часто и случается), то победит глобализация, ибо в ходе такого спора духовная мудрость неизбежно вырождается в формальное богословие.

Именно логика формального богословия призывает нас отказаться от меджлисов, джиена в Булгаре и татарского языка проповеди, что было обозначено в начале статьи. Дабы не уходить в теологическую дискуссию, первые два вопроса мы пока оставим в стороне. Поговорим о пятничной проповеди.

Сегодня на имамов давят, чтобы они отказались от татарского языка на пятничных богослужениях. Если говорить о Центральной России, то имамы вынуждены идти на уступки. Когда татары составляют меньшую часть от общего числа прихожан, трудно спорить с формальным аргументом о необходимости ведения проповеди на понятном большинству языке. Для таких ситуаций я тоже не знаю аргумента против. Формальная логика празднует свою победу.

А вместе с ней ликует и глобализация. Ибо ей удалось в сознании людей вырвать кусок национального, множество столетий питавшее и поддерживавшее религиозное. В этой связи, вспоминается изречение Пророка о том, что Сатана сбивает человека постепенно: сначала отговаривает его от исполнения дополнительных молитв (нафиля), потом традиционных (сунна), ну а затем подкрадывается и к обязательным (фард). Сразу подступиться к обязательной молитве Сатана не может: она ему не по зубам, ибо как за броней защищена менее важными молитвами.

Для формальной же богословской логики с отказом от татарского языка на проповеди ничего страшного не произошло. Подумаешь, в мечетях национальную составляющую потеряли. В конце концов, религия не обязана служить националистическим интересам. Она ведь превыше этого (что истинная правда). И вот, смакуя в этом духе аргументы, шавкаты авясовы торжествуют: как ловко они положили на лопатки несведущих в религии националистов, как убедительно им ответили. Правда они не понимают, что прежде чем Сатана, продолжая глобалистскую стерилизацию сознания верующих, доберется до следующего слоя в их менталитете – до религии – шавкатов авясовых за шкирку выкинут из мечетей те, в угоду которым они поют свои антитатарские речи. Рейдерская «реконструкция» на деньги дагестанского олигарха главной мечети столицы, построенной татарами, уже началась…

Для всех благоразумных людей очевидно, что выходцы с Сев. Кавказа и Ср. Азии в значительной своей массе из Центральной России не уедут уже никогда. Они, как прежде и татары, искавшие там заработок, осядут в этих регионах навсегда. При этом, как и все верующие, они имеют право на полноценную религиозную жизнь. И они, также как и мы, подвержены натиску глобализации и нуждаются в средствах защиты против нее. Поэтому вместо того, чтобы создавать и усугублять в мечетях внутримусульманский конфликт, вместо того, чтобы в угоду Шавкат абый Авясову и силам глобализации отказываться от родного языка нужно, как это предложил в одном из своих выступлений Валиулла хазрат Якупов, избрать европейскую модель. А именно: сохранять и строить этнически ориентированные мечети. Похоже, что это единственный выход.

Рөстәм БАТЫР

Количество показов: 1768

Возврат к списку