Турецкие писатели дискутируют о женщине

Турецкие писатели дискутируют о женщине 20 Октября 2010

В последнее время в турецкой периодике появилось немало статей, где высказываются интересные мнения по женскому вопросу.

В журнале «Дергях» («Dergah») помещена длинная статья Сибел Эраслан, в которой разбирается «несчастная судьба женщины». Автор, в частности, пишет следующее.

C.Эрслан, прежде всего, задается вопросом, в каких случаях женщины могут оказаться в фокусе литературных дискуссий, не будучи, например, мадам Бовари или Анной Карениной. Если за ней не тянется шлейф измен, может ли она стать субъектом литературы? Если бы Лейла не свела с ума Маджнуна, а Зулейха не отправила в тюрьму Юсуфа, насколько бы они стали известны? Да заступится Марьям, дочь Имрана, за всех женщин, за всех пишущих женщин. Хотя в древности священнослужители запрещали женщинам писать, Всевышний Аллах доверил женщине Свое Слово – пророка Ису… Да, Слово на земле более всех подобает нести Марьям, «одной женщине». Вы не задумывались, почему литература всегда определяла женщину как несообразную в точки зрения классов или же ввергающей человека в бедствия и не включала их в свой фокус? Почему женщина всегда остается за пределами времени и координат? Ее бессловесность в древности или различные фантазии на тему будущего, еще не воплотившиеся в жизнь, но уже пугающие, не являются ли наследием для женщин-писательниц, оставшимся со времен средневековья в качестве внутренней истины?

Если спросить у мужчин, например о «фокусе культурологических дискуссий турецкой литературы», никто не представит женщину-писательницу. Почему? Ибо дискуссия, как и литература, считается серьезным делом, которую ведут мужчина с мужчиной. Почему «какая-то женщины» является писательницей?  Пишут те женщины, которые берегут себя для себя. Насколько отличается писательская работа от болтливости, которую из века в век приписывали женщинам? Писательство как работа почему является возвышением сознания, почему женщины получают право на дискуссию только писательством? Что остается делать женщине, не предавшейся чему-либо, не пишущей?

В газете «Yeni Şafak» о женщине рассуждает и Дюджане Джюндиоглу. Он задается вопросом: «Неужели женственность потеряла свою великолепие и силу»? Турецкий суфий Хазрат Кенан Рифаи отвечает: «Великолепие и силу потеряла не женственность, а женщины. А истинная женственность всегда блистает во всем своем великолепии и силе. Она блистает всегда! Ибо является источником любви! Это и есть видение целого в частном! Единение множества. Не Кенана, а Юсуфа. Не женщин, а женственность. Не количества, а качества».

В фильме французского режиссера Франсуа Трюффо «Мужчина, который любил женщин» («L'homme qui aimait les femmes») (1977), герой (Бернард) спрашивает: «Почему мы ищем в толпе людей то, что можем найти в одном человеке?» Не в одной женщине, а в толпе женщин… Стараться найти дорогу во множестве, устремляться к фетишу, считать, что можешь очиститься в бассейне образов, посредством чрезмерных любовных связей и … В чем причина таких страданий? В отсутствии милосердия. В отсутствии смеющихся глаз матери. И будучи обделенным этим милосердием, стремиться обладать всеми женщинами. Ожидать помощи от обманчивого милосердия, превращенного в эротизм… Синдром Наполеона!

Садык Йалсызучанлар в статье «Любовь и литература» пишет следующее:

Если мы посмотрим, как рассматривает Коран женщин, то увидим следующее. Досточтимая Марьям – образец чистоты. Зулейха – символ красоты и женственности. Балкис же олицетворяет женщину во власти. Мужчины обычно влюбляются в Зулейху. А после женитьбы пытаются обратить ее в Марьям. Из этого и возникают конфликты и патологии.

Каков же вывод? Мы живем, используя свои качества, возможности и саму нашу «человечность» ради никчемных целей, не можем быть «мужами», подобными Юсуфу (а.с.). Чтобы воплотить принцип «Истинная женственность всегда блистает во всем своем великолепии и силе. Она блистает всегда! Ибо является источником любви!» мы должны о многом подумать. Ведь эта женственность всегда будет источником любви.

Йавуз Генджер

Источник: www.Haberkultur.net


Количество показов: 2993

Возврат к списку