Мусульманин не может быть левым

20 Октября 2010

Турецкий писатель, публицист Гёркем Эвчи отвечает на вопрос, можно ли Ислам соотнести с каким-то левым или правым движением.

Понятия левый, социализм, коммунизм появились значительно позже принципов Ислама, мусульманской философии и интерпретации. Поэтому можно утверждать, что эти мысли и понятия ошибочно использовать для определения, характеристики того справедливого миропорядка Ислама, который является ничем иным, как воплощением в жизнь принципов нашей религии. Если мусульмане нуждаются в каких-то иных характеристиках, кроме мусульманства, то источником этого является бедность мысли и действий.

Справедливость социального строя в исламе, распределение прибыли, права работников, экономический строй и принципы труда, а также опирающиеся на эти принципы толкования достаточно тщательно разработаны мусульманскими интеллектуалами, мусульманскими философами и религиозными учеными. Также весьма убедительны аяты и хадисы на эти темы и их толкования.

В наши дни мы видим, как Ихсан Элиачик пытается вывести понятие «социалистическое лицо Ислама». Но если его интерпретации верны с точки зрения выводов, они ошибочны в терминологии. Мы знаем, Ислам нельзя уподоблять ни капитализму, ни социализму. Характеризовать политическую систему Ислама как левую или как правую является бесполезным занятием. Как подчеркивает и Абдуррахмам Арслан, Коран невозможно истолковать ни в капиталистическом, ни в социалистическом духе. Если кто-то и пытается делать подобные толкования, то не иначе как по заказу. Ислам – это религия, которая в социальной и экономической жизни имеет свои собственные нормы, принципы, ценности и практику.

Капитализм по своей природе всё, в том числе и религию, стремится использовать ради своих целей. Религия, которая является одним из инструментов власти, в своей сути не является истинной религией. Сам я присоединяюсь к мнению тех, кто слова Маркса «Религия – опиум для народа» понимает как имеющие отношение сугубо к «церкви средневековой Европы». Исламский образ жизни, который образуется не голыми нормами, а ценностями, вносящими смысл в нормы, не является статическими и консервативным. Поэтому он и не может быть силой, задерживающей развитие мусульманских обществ. Попытки проводить политику «безвредной религии», когда разные силы, начиная с государства, пытались максимально обезопасить себя от всякой религии, вмешиваясь даже в поклонение, были в том числе и в Турции.

Ихсан Элиачык, привлекая внимание к связям труд-работодатель-плата, говорит: «Мусульманин, который заставляет работника работать за самую низкую плату, совершает намаз зря». По-моему, сказано слишком вызывающе. Знание о том, принимается ли намаз какого-то человека, или споры по этому поводу не относятся к компетенции людей. Так что это всего лишь слова, привлечь внимание связь между трудом и правами в Исламе. Если бы Этиачык не высказывался столь категорично, то трудно было бы привлечь к этой теме внимание мусульман периода капитализма, не изучавших Ислам по источникам. Мы же знаем, что Ислам в этом мире действия и принципы, на которые они опираются, считает такими же важными, как поклонение и принципы, регулирующие его.

Мы говорим о Создателе, который в суре Нахль напоминает: «Аллах дал вам преимущество одним перед другими в жизненном уделе. Но те, которым дано преимущество не вернут своей доли тем, кем овладела их десница, чтобы они оказались в этом равными. Неужели они отрицают милость Аллаха?» (16:71). Смысл так ясен, что не нуждается в комментариях.

Также согласно исламу работодатель обязан выплачивать работнику заработную плату в таком размере, чтобы, как минимум, обеспечить ему удовлетворение самых насущных жизненных потребностей. Если его работник живет на грани голода, то обеспечивающий его работой мусульманин не может жить в роскоши. Мусульманин, который получает прибыль в том числе и трудом своего работника, обязан выплачивать ему достойную плату. Эта достойная плата должна быть достаточной, чтобы покрывать расходы на жилье, одежду и пропитание, вплоть до того, чтобы работник имел возможность обеспечиться себя индивидуальным жильем и купить, если в этом есть необходимость, личный транспорт. Таким образом создаются, в том числе, препятствия и для того, чтобы работодатель устремлялся к роскоши, скопил материальных благ больше, чем ему необходимо.

Мусульманину не подобает стремиться зарабатывать деньги всеми путями, которые капитализм считает дозволенным. Помимо всего прочего, это не соответствует нашей религии. В этом вопросе назиданием для нас может служить сура «Маун» (107): «Видал ли ты того, кто ложью считает религию? Это ведь тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить бедного. Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут, которые лицемерят и отказывают в подаянии!» Следует также отметить, что право частной собственности защищается Исламом. Также и конкуренция, если она справедлива, Ислам, в отличие от социализма считает одной из основ торговли. Но в Исламе запрещено вздувать цены, а размер прибыли фиксирован.

Если принимать все это во внимание, то становится очевидно, что некоторые мусульмане в наши дни не проявляют особой сознательности в воплощении в жизнь принципов социальной справедливости, на основе которых Ислам строит мирскую жизнь. Но в то же время есть представители интеллигенции, которые оказывают должное противодействие стремлениям правящих кругов использовать религию в качестве своего инструмента. И такие настроения растут.

Здесь нам кажется необходимым поговорить о понятии «турецкий социализм», порожденном явлением смешения в каждой культуре понятий социализма с мыслями, возникшими в самой этой культуре. По выражению Джемиля Мерича, все идеологии имеют европейское происхождение, конкретно – являются продуктом греко-римской культуры. Поэтому невозможно в точности копировать такие идеологии на Востоке, с его специфической культурой и закономерностями исторического процесса. В противном случае это похоже на накладывание на общество бросающихся в глаза своей чужеродностью заплаток, и эти заплатки при первой возможности будут сброшены защитными механизма общества.

Можно утверждать, что в секулярных мусульманских обществах исламские принципы могут сменить свои названия. Если, трактуя социализм в свете исламских принципов, взять из него те принципы, которые соответствуют социальной справедливости в Исламе, то возможно создать своего рода экономический и социальный строй.

Одно из тех понятий, которые желающие включить Ислам в круг модернизма настойчиво пытаются внедрить, это «левый мусульманин». Но если турецкой культуре чужды понятия «правого» и «левого», то включать сюда еще и Ислам является совершенно бессмысленным и пустым занятием.

Чтобы выявить отличие Ислама от всех идеологий, достаточно привести пример отношения к частной собственности. Ислам признает за человеком право частной собственности. Но при этом интерпретировать экономический строй Ислама как социализм или коммунизм и правильно, и невозможно. Ислам представляет собой нечто совершенно иное. Также и то, что государство в Исламе не является абсолютной силой, отличает его от социализма или коммунизма. Но так как в его системе абсолютным хозяином частной собственности является не индивид, Ислам выказывает отличия от капиталистической или либеральной экономических систем. Имущество может принадлежать человеку, но всегда следует помнить об его абсолютном Хозяине.

 

Гёркем Эвджи

Источник: www.Dunyabizim.com


Количество показов: 3444

Возврат к списку