Что бы ответил Газали востоковеду?

Что бы ответил Газали востоковеду? 20 Октября 2010

Имам Газали продолжает оставаться важной фигурой в жизни мусульман. Но мы также и знаем, что после эпохи модернизации он стал объектом критики со стороны востоковедов.

Газали, друг суфиев, страшный сон философов. Враг не разуму, а умникам. Кто-то называет его «воскресителем», а кто-то «разрушителем, реакционером». Но все в какой-то форме говорят о нем. Так высока его степень: уже сколько веков непоколебимы стройность, здравость его речей, их свет. Никогда не было у него соперника, равному ему. Он также продолжает влиять на мусульманскую мысль, несмотря на всю критику и даже попытки очернить ученого.

 

Почему Газали важен?

 

Потому что он – «худжат» («доказательство»), связующее дороги. Он - препятствие для рассеивания, потери пути, крайности и фанатизма. Он доказал, что религия не есть сухой фикх. Но он также и создатель самой здравой методологии фикха. Логику, которую используют и, как правило, превозносят философы, он обновил исламским сознанием. Он раскрыл все ловушки, в которые может угодить разум, размышляя о самом себе.

 

Избавление от тьмы

 

«Избавление от тьмы» Газали далось ему нелегко. Годы размышлений привели его к тасаввуфу. Разместив истины тасаввуфа в сердце фикха, он продолжил свой путь в знаниях. Но и не уставал повторять, что такие секты, как ибахийа, карматийа, исмаилийа отдаляют человека и общество от шариата и создают анархистскую среду.

 

Шум, поднятый востоковедами

Весьма показательно, что самая суровая критика основанной Газали традиции в фикхе, каляме и тасаввуфе прозвучала во времена, когда модернизм набросил на нас свою тень. На некоторых мусульманских мыслителей оказали весьма сильное влияние нападки ориенталистов, объявляющих Ислам препятствием для прогресса, а изложенные Газали парадигмы – препятствием для просвещения разума.

 

Понимание, согласно которому – мы реакционеры

Конечно, каждый имеет право взять себе двух-трех учителей и основать свою какую-то школу мысли. Это право достойно уважения. Но насколько правильно утверждать, что мусульмане отстали, и причиной этого отставания является традиционное общество, которое веками давало нам жизнь? Здравый ли это метод – поднимаясь и строя себя заново, подражать чужой культуре, исходить из настойчиво внушаемых нам чуждых нам истин, речей, научных тезисов?

 

В чем беда философов?

Давая оценку прошлому и настоящему, следуют учитывать следующую историческую истину: когда происходило становление классической мусульманской мысли, мусульманские ученые, мыслители, философы выработали собственные политическую, военную и т.п. концепции, пользуясь тем, что наработано до них. И Газали, и другие  не испытывали влияние каких-либо внешних сил, угрожающих или ограничивающих их. Собственно говоря, целью Газали, когда он критиковал мусульманских философов, было предупредить мусульман об опасности усвоения превосходства чуждых парадигм.

 

Избавиться от троянского коня

На пути размышлений, в который мы вышли с высокой целью – добиться возрождения ислама, мы должны избавиться от нашего троянского коня – Западного Разума и веры в его безошибочность. Если мы поспешим, предавшись безнадежности и страху, нам не изменить предопределения. Но верить, что эта длинная трудная эпоха, в которой мусульмане подвергаются испытанию, закончиться, важно само по себе.

 

Мустафа Незихи Песен

Источник: www.Dunyabizim.com


Количество показов: 1360

Возврат к списку