Ислам и сетевой маркетинг

Ислам и сетевой маркетинг 16 Марта 2023

Мир интернет-пространства, мир возможностей и жажда заработка. Бизнес переносится в интернет. Но среди них, как самый популярное направление – «Сетевой маркетинг». В этом направлении развиваются не только светские люди, но и соблюдающие мусульмане. Давайте выясним дозволено ли это?

Для начала рассмотрим, что такое сетевой маркетинг или МЛМ (Multi Level Marketing), как его называют за рубежом, сегодня прочно вошёл в нашу жизнь. Наверняка у каждого из нас есть знакомые или друзья, которые пробовали заниматься сетевым бизнесом или даже достигли определенных высот. Но многие проявляют скептицизм, когда речь заходит о неслыханных возможностях и преимуществах, которые предлагают своим дистрибьюторам сетевые компании.

Основой деятельности любой сетевой компании является маркетинг-план, в котором прописаны условия получения бонусов, порядок привлечения новых партнёров, требования к дистрибьюторам и т.д. Чтобы начать работать с сетевой компанией, как правило, необходимо закупить стартовый пакет продукции или внести вступительный взнос. Для дистрибьютора открываются два пути: продавать продукцию по цене каталога и разницу с закупочной ценой оставлять себе, или же, кроме этого, привлекать новых подписчиков, обучая и мотивируя их. Компания в свою очередь предлагает информационные материалы. Таким образом формируется дистрибьюторская сеть, в которой заработок распространителя зависит не только от собственных усилий, но и от продаж нижестоящих членов его сети. Схема формирования бонусов довольно сложна и отличается у разных компаний. Как правило, для получения бонуса с продаж нижестоящего уровня руководителю необходимо ежемесячно поддерживать определённый уровень покупок продукции.

Но существует и обратная сторона сетевого маркетинга – финансовая пирамида. В финансовых пирамидах главное — взносы участников. Здесь агенты зарабатывают, если приходят новое пополнение. Когда новые люди заканчиваются, пирамида рушится. Те, кто вступил последними, теряют деньги. Если приглашают в сетевой маркетинг, а фирма ничем не торгует — это пирамида. Также для него характерны отсутствие реального товара, лицензии и обучения.

Преимущества и недостатки сетевой формы бизнеса

От МЛМ в первую очередь в выйгрыше остаётся   сама компания, сокращая при этом затраты на рекламу и кадровое обеспечение.

Сетевой маркетинг предоставляет участнику удобный график работы, возможности личностного роста и развития деловых навыков. Люди, которые не занимались бизнесом, смогут попробовать силы в новой сфере с низкими первоначальными вложениями и с приобретением готового бизнеса. И главное это для человека – повышение дохода и хорошее обеспечение семьи.

Негативная сторона данного обусловлена тем, что в нашем обществе сложился не очень хороший имидж этого бизнеса. Образ сетевого бизнесмена для многих связан с навязчивым человеком, который всеми способами пытается подписать всех своих знакомых. Но и такие ситуации не редкость. Оказывается, в самом начале деятельности компания предлагает дистрибьютору составить список друзей и знакомых, с которыми он должен «работать». Свободный к большим возможностям, человек начинает смотреть на мир через призму идеологии сетевого бизнеса, но потом это сказывается на его взаимоотношениях с окружающими. Именно вот эта негативная сторона образа сетевого бизнесмена про сомнительные обещания о больших доходах и идеальной жизни во многом проявляется в обратной стороне сетевого маркетинга – это финансовая пирамида. Потому что, пирамида отличается от сетевого маркетинга в том, что у него нет реального товара, нет обучения и никаких лицензий.

Для повышения уровня закупок часто дистрибьюторы поневоле покупают продукции больше, чем способны сбыть или употребить. Таким образом для сохранения бонусов у человека бездумно траться деньги.

Сетевой маркетинг с точки зрения Ислама

Единого мнения по вопросу дозволенности или запрещённости этого бизнеса нет. Однако Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России (далее — Совет улемов ДУМ РФ и СМР) в ходе расширенного ежеквартального заседания, состоявшегося 11 мая 2017 года, постановил:

«Сетевой маркетинг будет считаться дозволенным при соблюдении следующих условий:

1. 1. Обязательное наличие товара либо услуги (пользы), а также право на реализацию товара (услуги) у продавца.

2. Продукт не должен относиться к числу запрещенных шариатом, а также содержать запретные или сомнительные элементы (в составе, упаковке и пр.).

3. Продукт должен быть направлен на удовлетворение реальной (а не мнимой) потребности людей.

4. Продукт должен быть полноценным, соответствовать общепринятым стандартам и заявленным характеристикам.

5. Не должно быть введения покупателя в заблуждение относительно реальной цены товара (то есть товар не должен стоить существенно дороже его рыночных аналогов).

6. Характер отношений между участником системы (дистрибьютором) и материнской компанией должен быть четко определен.

7. Необходимо исключить любую разновидность неизвестности и неопределенности (гарар) в сделке.

8. Отсутствие платы за вход в систему (сеть).

9. Отсутствие обмана: если даже участник системы не сумеет построить бизнес, продукт, который он приобретает, должен иметь определенную ценность, соответствующую вносимой за него плате.

10. Обоюдное согласие сторон при купле-продаже.

11. Дистрибьютор должен иметь право возврата товара в случае его нереализации согласно законодательству.

12. Отсутствие риба (процентов, штрафов), если возникает задолженность в оплате между сторонами.

13. Вознаграждение агенту должно выплачивается с товарооборота, а не за вовлечение новых агентов».


2.  Также данное постановление отмечает условия при которых сетевой маркетинг считается недозволенным с точки зрения канонов Ислама.

1. Внесение платы за вход в сеть без приобретения товаров или услуг.

2. Отсутствие товара либо наличие товара, стоимость которого превышает его фактическую ценность (это или очевидная финансовая пирамида, или ее завуалированная форма).

3. Вознаграждение агенту выплачивается не с товарооборота, а за вовлечение новых агентов.

4. Тот, кто пришел раньше в такую сеть, независимо от своей активности или бездействия, даже не прикладывая усилий, будет всегда получать больше, чем тот, кто присоединился позже.

5. Присутствие явного обмана с целью вовлечения новых клиентов и агентов.

6. Риск потери денег, которые агент отдал либо за ненужный товар, либо просто за возможность привлечения новых агентов и получения прибыли.

7. Введение в заблуждение относительно качества товара или его свойств, приукрашивание товара..»

Что же касается работы сетевого маркентинга, то приобретаемый товар может являться неопределенным, но еще важнее то, что тот, кто захочет выйти из этой системы, не получит никаких компенсаций, а это говорит о том, что не существует ничего, что можно было бы получить. Деятельность этой системы является всего лишь видимостью. А раз так, то подобная деятельность не является дозволенной.


Как правильно выбрать MLM-компанию?

Если вы всё же решили попробовать силы в сетевом маркетинге и считаете его разрешённым, тогда выбранная Вами компания должна удовлетворять минимуму требований шариата. Абд Рахман Захаруддин выдвигает следующие условия:

Реальная продажа товаров. Продукция должна быть конкурентоспособной и полезной для потребителей. Например, товары для здоровья хорошего качества и т.д.

Комиссия должна основываться не на количестве новых подписчиков, а на объёме продаж, которого достиг дистрибьютор. Тогда сетевой маркетинг будет опираться на реальный бизнес, а не на денежную игру.

Отсутствие минимального плана продаж для выплаты комиссии, так как данное условие заключает в себе скрытую форму принуждения.

Выплачиваемая комиссия должна быть прозрачной. Каждый дистрибьютор верхнего уровня должен прилагать усилия для поддержки дистрибьюторов нижнего уровня: организовывать встречи, мотивировать и объяснять технику продаж. Это важно для обоснования получаемой им комиссии, иначе доход будет сомнительным. Если сеть очень крупная и верхний уровень даже не знает тех, кто под ним подписан, тогда дистрибьютор не имеет права получать комиссию с новых незнакомых участников.

Не должна использоваться схема «пирамид». Маркетинговый план обязан гарантировать каждому возможность получения комиссии. Дистрибьюторы нижнего уровня при более эффективной работе, чем у вышестоящего распространителя, должны иметь возможность получать большую прибыль .

Структура маркетингового плана должна базироваться на договоре партнёрства (мушарака) с разделением прибылей и убытков пропорционально вложенном капиталу.

Легальную сетевую компанию можно отличить от нелегальной пирамиды, задав вопрос: сможет ли кто-либо заработать деньги на одном уровне, то есть не спонсируя (не подписывая) участников ниже себя? Бизнес будет разрешённым, пока те, кто не хотят привлекать новых дистрибьюторов, смогут зарабатывать деньги исключительно за счёт продаж. Если же сетевой бизнес предполагает только использование продукции в личных целях и подписку других участников, без продаж потребителям, — это пирамида.


Общие рекомендации по выбору сетевой компании

В первую очередь обратите внимание на товар: он должен пользоваться спросом, быть качественным и иметь разумную цену. Важно, как долго существует фирма и сколько лет работает в вашей стране. Как правило, надёжная компания — обычно старше пяти лет. Отдельное внимание нужно уделить маркетинг-плану, выяснив, какие перспективы ждут дистрибьютора, какое вознаграждение и за что положено сотруднику на каждом этапе деятельности. Также узнайте о технических вопросах: способах заказа и доставки товара, наличии складов, возможности обучения и информационной поддержки.

 

Ильдар Искаков


Количество показов: 482

Возврат к списку