Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: 1
что такое таклид?
ТАКЪЛИД

Лингвистическое значение слово такълид – это следование другому человеку без созерцания. В арабском языке говорится: «калладаху фи каза» т.е. последовал ему без размышления и внимания. В шариате слово такълид означает выполнение поступка согласно высказыванию другого без надменного доказательства, как, например когда мусульманин берет мнение какого то мужтахида, или когда мужтахид берет мнение другого мужтахида, подобного ему. Такълид в сфере акъыды является запрещенным, поскольку Всевышний Аллах порицает тех, кто следует в акъиде без доказательств. Всевышний Аллах говорит:

وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءَنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لاَ يَعْقِلُونَ شَيْئًا وَلاَ يَهْتَدُونَ
“И когда скажут им: "Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!" - они говорят: "Нет, мы последуем за тем, на чем застали наших отцов". А если бы их отцы ничего не понимали и не шли бы прямым путем?” [2:170]

وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ تَعَالَوْا إِلَى مَا أَنزَلَ اللَّهُ وَإِلَى الرَّسُولِ قَالُوا حَسْبُنَا مَا وَجَدْنَا عَلَيْهِ آبَاءَنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لاَ يَعْلَمُونَ شَيْئًا وَلاَ يَهْتَدُونَ
“А когда им скажут: “Приходите к тому, что низвел Аллах, и к Посланнику”, они говорят: “Довольно нам того, на чем мы нашли наших отцов!” Неужели даже если бы их отцы ничего не знали и не шли прямым путем?” [5:104]

А что касается такълид в решениях шариата, то это позволяется согласно шариату для каждого мусульманина. Всевышний Аллах говорит:

فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ
“…спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!” [21:7]

Всевышний Аллах приказал тем, кто не знает, спрашивать тех, кто более знающий. Этот аят был ниспослан в опровержение многобожников, когда они отвергли то, что Посланник Аллаха является человеком, однако несмотря на это, слова в нем пришли в обобщенном виде, а смысл заключается в обобщенности слов, а отнюдь не в обособлении причины. И он не связан с определенной темой, чтобы сказать, что он ниспослан только в отношении этой темы, он является обобщающим в отношении того, что при поиске знаний, незнающий должен спрашивать того, кто имеет знания. Т.е. это Аллах потребовал от многобожников, чтобы они спросили обладателей писания, дабы они проинформировали их о том, что Всевышний Аллах посылал предыдущим народам посланников только из числа людей. Они не знали этого, и от них потребовали спросить того, кто знает об этом. В аяте говорится:

وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ إِلاَّ رِجَالاً نُوحِي إِلَيْهِمْ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ
“И до тебя Мы посылали только людей, которым внушали; спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!” [21:7]

Слово спросите, в данном аяте пришло в обобщающем виде, т.е. спросите, чтобы узнать о том, что Аллах не отправлял предыдущим народам никого, кроме людей, и это касается знания, а вовсе не веры. Несмотря на, то, что под обладателями знаний здесь указывается на обладателей писания, это все же является в обобщенной форме и охватывает всех тех, кто имеет знания. Мусульмане являются обладателями знания, потому что в Коране Всевышний Аллах сказал:

وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ
“И послали Мы тебе упоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано”. [16:44]

Те, кто имеют знания о решениях шариата, считаются обладающими знания, равным образом получили ли они эти знания путем ижтихада или путем обучения. Мукаллид(последователь) всего лишь спрашивает решения Аллаха относительно определенного вопроса или вопросов. Следовательно, аят указывает на позволительность такълида.
Также приводится от Джабира (да будет доволен им Аллах): «что некий мужчина поранился камнем, и рассек себе голову, затем во сне у него произошла поллюция, и тогда он спросил своих сподвижников: «находите ли вы для меня, позволения взять таяммум?» они ответили ему: «мы не находим для тебя позволения, ведь ты имеешь возможность достать воду», и он искупался т.е. взял полное омовение «гусуль» и умер. Затем Посланник Аллаха, да благословит его аллах и приветствует, сказал: «было достаточно для него, взять таяммум и завязать на голову повязку и сделать масх по этой повязке и вымыть остальные части тела» и сказал « вы непременно должны спрашивать, когда не знаете, поистине лекарства незнания (заикания речи) это вопрос». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал указание спрашивать решение шариата. Достоверным является то, что Шаабий сказал: «шесть из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорили людям о решениях шариата; это Ибн Масъуд, Омар Ибн Хаттаб, Али Ибн Абу Талиб, Заид Ибр Сабит, Убеий Ибн Кааб и Абу Мусса (да будет доволен ими Аллах), и трое из них оставляли свои ответы другим троим, Абдуллах оставлял свои ответ за словом Омара, Абу Мусса оставлял своё слово за словом Али, Зейд оставлял своё слово за словом Убеий». Это также указывает на то, что мусульмане следовали за сподвижниками, т.е. делали такълид друг за другом.
Что касается приводимое в Благородном Коране порицание за такълид, то это порицание за такълид в области веры, а вовсе не в принятие решений шариата. Поскольку тема аятов является вера, и их текст ограничен только в сфере веры и не имеет мотива. Слова Всевышнего Аллаха:

وَكَذَلِكَ مَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ فِي قَرْيَةٍ مِنْ نَذِيرٍ إِلاَّ قَالَ مُتْرَفُوهَا إِنَّا وَجَدْنَا آبَاءَنَا عَلَى أُمَّةٍ وَإِنَّا عَلَى آثَارِهِمْ مُقْتَدُونَ قَالَ أَوَلَوْ جِئْتُكُمْ بِأَهْدَى مِمَّا وَجَدْتُمْ عَلَيْهِ آبَاءَكُمْ
“Мы не посылали до тебя в селение увещевателя, чтобы не говорили благоденствующие там: “Мы нашли наших отцов в неком учении, и мы следуем по их следам”. Он сказал: “А если бы я пришел к вам с более верным, чем то, в чем вы нашли ваших отцов?” [43:23-24]

ِإذْ تَبَرَّأَ الَّذِينَ اتُّبِعُوا مِنَ الَّذِينَ اتَّبَعُوا وَرَأَوُا الْعَذَابَ وَتَقَطَّعَتْ بِهِمُ الأَسْبَاب وَقَالَ الَّذِينَ اتَّبَعُوا لَوْ أَنَّ لَنَا كَرَّةً فَنَتَبَرَّأَ مِنْهُمْ كَمَا تَبَرَّءُوا مِنَّا كَذَلِكَ يُرِيهِمُ اللَّهُ أَعْمَالَهُمْ حَسَرَاتٍ عَلَيْهِمْ وَمَا هُمْ بِخَارِجِينَ مِنَ النَّارِ ُ
“Вот те, за которыми следовали, будут отделяться от тех, которые следовали, и увидят наказание, и оборвутся у них связи. И скажут те, которые следовали: “Если бы нам был возможен возврат, чтобы мы отделились от них, как они отделились от нас!” Так покажет им Аллах деяния их на погибель им, и не выйдут они из огня!” [2:166-167]

مَا هَذِهِ التَّمَاثِيلُ الَّتِي أَنْتُمْ لَهَا عَاكِفُونَ قَالُوا وَجَدْنَا آبَاءَنَا لَهَا عَابِدِينَ
“Что это за изображения, которым вы поклоняетесь?” Они сказали: “Мы нашли, что наши отцы им служили”. [21:52-53]

Эти аяты выражают текст в отношении темы веры и неверия, а отнюдь не обобщение всех вещей. Также этот текст не несет в себе мотива и не приводится ни какой мотив в других текстах относительно этого. Поэтому здесь не говорится, что суть заключается в обобщенности слов, а не в обособленности причины, поскольку это будет правильно только по отношению к причине, т.е. к случаю из-за которого он был ниспослан и неправильным по отношению к теме аята. Суть исходит из темы, и только согласно этой темы ограничивается обобщение. Она охватывает все что включает в себе смысл аята, оставляя все, что за пределами смысла. И нельзя сказать, что это в отношении веры и неверия, однако можно истолковать его в отношении тех, кто следует без доказательств, на том основании, что решение вращается вместе с мотивом при его наличии и отсутствии, поскольку в данном аяте нет мотива и не существует мотива относительно этого аята, так как он не содержит в себе того, что говорит о мотиве и не приводится мотив в отношении его ни в одном из текстов Корана или Сунны. Следовательно, не существует ни одного текста, запрещающего такълид. Напротив, шариатские тексты и реальность мусульман во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сподвижников, а также действительность сподвижников указывают на позволительность такълида.
Всевышний Аллах назвал такълид следованием, Всевышний говорит:

إِذْ تَبَرَّأَ الَّذِينَ اتُّبِعُوا مِنَ الَّذِينَ اتَّبَعُوا
“Вот те, за которыми следовали, будут отделяться от тех, которые следовали”. [2:166]

И поскольку решение шариата, которое приняла определенная личность, либо оно выведено им самостоятельно, либо выведено кем-то другим. И если оно выведено им самостоятельно, он является мужтахидом, а если оно выведено другим, в таком случае он взял мнение другого, то есть, последовал мнению другого, а следование мнению другого является такълидом, равным образом последовал ли он с доказательством или без доказательств. Следовательно, муттабий является мукаллидом. А также, таклид(следование) означает, что ты следуешь мнению мужтахида, на том основании, что у тебя есть какое то доказательство, которое ты не обсуждал, то есть тебе не обязательно изучать это доказательство. Но если ты изучишь и обсудишь это доказательство, и узнаешь каким образом было выведено решение из него, и согласишься с этими выводом и решением, то данное доказательство на котором зиждется решение становится обязательным для тебя, и твое мнение становится таким же, как мнение мужтахида, и ты в таком положении являешься мужтахидом, а вовсе не муттабий. Отсюда становится ясно, что следование, т.е. иттибаъа, является такълидом, и что муттабий является мукъаллидом, даже если узнает доказательство.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)