Рыльце в пушку!

Из жемчуга молений я четок не связал,
И праха прегрешений с лица я не стирал,
Надеюсь на спасенье лишь потому, что я
Единого ни разу двумя не называл.

Омар Хайям


Лицо – самое почетная и благородная часть тела для любого мусульманина, некая его визитная карточка. Если хочешь оскорбить или обидеть мусульманина, то целься в лицо. Желая похвалить или приободрить, скажи, что его лицо светится светом веры или излучает тепло и доброту.

Читая стихи Омара Хайяма, я вспомнил недавнюю ситуацию, которая сильно удивила меня. Совершив посленамазный тасбих в мечети, я, как и все, воздел руки к небу, прося Всевышнего о чем-то своем сокровенном, надеясь на ниспослания благодати, сидящий рядом со мной молодой мусульманин занимался тем же. Но после того как имам мечети сказал «Аминь», все, и я в том числе, устремились протереть свои лица руками, наполненными божественной благодатью (конечно, если она была кому-то ниспослана, ну а если нет, то как минимум можно было стереть с лица прах прегрешений, как говорится, смахнуть с рыльца пух) все кроме моего соседа… он просто опустил свои руки между ног или около того. Что заставило его так сделать? Может ему были не по нраву благодать, наполняющая его руки. Или этот святой просто не видел необходимости протирать свой и без того чистый, сияющий и незапачканный лик.

Не успев спросить его об этом, я постарался самостоятельно найти ответ. Оказывается, Мухаммад ибн Салих аль-'Усаймин писал в своей книги «Фатава аркян аль-ислям», что протирание лица является бидгатом (т.е. по его мнению запретным нововведением), более того, уважаемый шейх говорит, что поднятие рук для совершения ду’а (мольбы) вообще не является законным. Последнее высказывание меня поразило окончательно. Как оно может быть не законным, если об этом приводится так много хадисов, что богословы постановили – данное действие является сунной, доходящей до уровня мутаватир.
(Подробнее см.: свод хадисов ат-Тирмизи №3556; Абу-Давуд №1485, 1488; Ибн-Маджа №3865; аль-Байхакы №2/212.)

Что касается протирания лица руками после ду’а, на это тоже есть веские доводы.
Например:
- ‘Умар ибн аль-Хаттаб передал, что, «когда посланник Всевышнего возносил руки с мольбою он всегда протирал ими лицо». (ат-Тирмизи, хадис №3383)
- передается от отца ас-Саиба ибн Язида, что «пророк Мухаммад, обращаясь ко Всевышнему с мольбою, возносил руки (на уровень груди), а затем протирал ими лицо». (Абу Давуд, хадис №1492)
- передаются слова Пророка от Абдуллы ибн Аббаса: «Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной ваших рук, а когда заканчиваете свое ду’а, протрите свое лицо вашими ладонями». (Абу Дауд, хадис №1487)

Из вышеприведенных хадисов очевидно, что протирание лица руками после ду’а (мольбы) является Сунной Пророка Мухаммада, а не ересью (бидгой).
(Подробнее см.: Ибн-‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 с.264.; Вахба аз-Зухайли. Фикх аль-ислями ва адиллятуху т.2 с.995.)

Повторенье – мать ученья

На мусульманском Востоке есть анекдот про муллу, который был вынужден оставить свой пост сельского имама, т.к. однажды, стоя на горе, он прилюдно пустил газы. Спустя время мулла проезжал мимо этого села и увидел мальчика. На вопрос, сколько тому лет мальчик ответил: «Я родился в год, когда мулла пукнул на горе. С тех пор миновало десять зим». «Что за народ?! – воскликнул имам, – из моего пука календарь сделали!»

Не берусь судить точно, но кажется, то было ваххабитское село. Только ваххабиты (пардон: «просто мусульмане») из мухи могут раздуть слона, из ничего создать проблему. Именно так они создали великую проблему всех времен и народов, которая называется маджлисы, особенно те, что проводятся в 7 и 40 дней после похорон. Они озабочены тем, что не могут в подтверждение этой традиции найти четких хадисов и потому она воспринимается ими как некое непозволительное новшество (бид`ат). При этом с видом истинных правдолюбов они хотят убедить мир в том, что каждый свой шаг и чих выверяют в строгом соответствии с хадисами Пророка. Будто и шнурки завязывают лишь так, как того велит Сунна, и ширинку застегивают, сверяясь исключительно с «Бухари», да и народный календарь из анекдота воздвигнут ими на самых, что ни на есть, твердых далилях («доказательствах»).

Откуда вообще взялось убеждение, что в исламе нет новшеств? Этот лозунг может кому-то и нравится, но уж точно не имеет ничего общего с действительностью. Вспомним для примера, как появилось коллективное исполнение молитвы таравих в месяц рамадан. Благословенный Пророк проводил эту молитву коллективно лишь несколько раз в своей жизни. После чего он сознательно перестал это делать, сказав: «Я побоялся, что такие ночные молитвы, став обязательными, после будут непосильными для вас». Мусульмане его прекрасно поняли и перестали собираться в рамадан для исполнения таравиха. Так продолжалось до времен богоугодного Умара, который, несмотря на слова Пророка, поручил Убайе б. Ка`бу возглавить молитву таравих. В следующую ночь мусульмане уже молились, руководимые им. И когда Умар увидел стройные ряды молящихся, он радостно воскликнул: «Как хорош этот бид`ат!». Так вот, маджлисы – это такой же хороший бид`ат в исламе. Очень полезный. И его надо не запрещать, а максимально использовать во благо уммы.

В любом богоугодном деле всегда найдется тот, про которого говорят: «Позволь дураку молиться, он и лоб расшибет». Если есть те, кто, как утверждают «просто мусульмане», считает маджлис религиозной обязанностью, то проблема здесь не в маджлисе, а в конкретном человеке. Это абсолютно не повод запрещать маджлисы. Иначе мы должны запрещать и другие благие дела лишь потому, что кто-то неправильно их истолковал. Вспомним историю про трех псевдоправедников во времена Пророка, один из которых еженощно молился, забывая о супружеском долге, второй ежедневно постился, пренебрегая потребностями тела, а третий не позволял себе проявлять нежность по отношению к своим детям. Не смотря на то, что все трое, как говорится, перегнули палку, благословенный Пророк не запретил мусульманам ни ночные молитвенные бдения, ни дополнительные посты.

Однако если быть честным, то сегодня коллективный таравих де-факто многие воспринимают как нечто обязательно сопутствующее рамадану (хотя на словах мы и отрицаем это). Хотите проверить? Попробуйте ни разу не прийти на таравих в мечеть в течение всего месяца и посмотрите, как вы при этом будете себя чувствовать. И не смотря на подобное восприятие, это новшество в исламе очень любимо всеми мусульманами, в т.ч. и ваххабитами. Почему же мы тогда пытаемся запретить маджлисы?

Еще больше меня удивляет другое. Почему жаркие богословские споры «просто мусульмане» порождают вокруг маджлисов, а не вокруг, скажем, телевиденья или других реальных проблем мусульман? Маджлис, даже если его проводит полуграмотный бабай, это всегда чтение Корана и дуа. Чего не скажешь о ТВ. Вот на что ваххабитам направить бы свою артиллерию! Но им не дают покоя именно маджлисы. При этом они закрывают глаза на то, как «зомбоящик» ежедневно оглупляет нас, развращает и пожирает значительную часть нашего свободного времени, которое можно было бы потратить на массу полезных дел. Только тупой не видит этого. И только безвольный ничего с этим не делает. И если уж кому-то так дорог «одноглазый Даджаль», то отговорки, которые вы используете в его защиту (ТВ как инструмент само по себе не запретно, в нем есть что-то полезное и т.д.), вы вполне можете применять и для защиты маджлисов. Слово в слово. Вот и займитесь этим вместо того, чтобы преследовать на горе идущих с маджлиса мулл в поисках материала для составления своего календаря, в котором вычеркнут каждый 7-ой и 40-ой день.

Уже много лет в моем доме нет телевиденья и при этом я как автор еженедельной телепрограммы об исламе, в отличие от многих правдолюбов и говорунов, борюсь за то, чтобы оно стало более духовным. Чего и вам желаю.

Почему Всевышний оберегает нас от грехов?

Религиозные предписания (запреты и повеления) для многих людей становятся камнем преткновения, мешающим встать на Путь веры. Что плохого в том, что юноша и девушка сожительствуют по любви? Кому мешает бокал хорошего вина раз в неделю? Зачем я должен истязать себя голодом целый месяц? И т.д. и т.п.

Природа религиозных предписаний давно обсуждается в мусульманском богословии. Греховное деяние мерзко (кабих), а благочестие, напротив, благостно (хасан) по своей сути, само по себе или же лишь в силу приказа Всевышнего? Ведь по идее, Господь ни чем не ограничен: Он может, скажем, в курбан байрам приказать верующим приносить в жертву вместо барашка свинью, а поедание ее мяса объявить главной религиозной обязанностью мусульманина. Об этих богословских проблемах написано немало. Мне же бы хотелось взглянуть вместе с читателями на вопрос религиозных предписаний немного с другой стороны.

Итак, почему Всевышний Своими приказами оберегает нас от того, что принято называть грехами и призывает нас к тому, что именуется благочестием? Как известно, Он ни в чем не нуждается. Следовательно, в этом нуждаемся мы сами. Так для чего же нам это нужно?

Смысл Пути верующего заключается в том, чтобы познать Бога в своем сердце. Единственная преграда, отделяющая нас от Него – это наше эго (нафс, ум). Его пелена мешает нам увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле, мешает «увидеть» Бога. Чем больше власти эго (нафс) имеет над нами, чем сильнее наш внутренний взор замутнен, тем сложнее нам быть ближе ко Всевышнему. Значит, первый шаг на пути к Нему – освободится от пут своего эго (нафса).

Все мы с вами наблюдали в себе свою борьбу с нафсом. Кто побеждает в данный момент – ты или он – легко отследить. Вспомните, как вы чувствуете себя во время отпуска – время исполнения всех желаний, когда целый месяц можно загорать пузом к верху и ничего не делать. Или в выходные. Два дня лежишь на диване, жуешь пончики, смотришь телевизор. Что еще нужно? Но к концу воскресенья почему-то чувствуешь себя абсолютно разбитым, вымотавшимся, неотдохнувшим. Совсем другое дело активный отдых. Нафс ноет: «Хочу на диван, полежать, отдохнуть». Но ты его не слушаешь: вперед и в горы! В понедельник ты врываешься на работу бодрячком с горящими глазами! Точно также нам придают тонус и наши цели в жизни. Нафс умоляет тебя, хотя бы разок выспаться, хоть чуточку отдохнуть и пожалеть себя. Но тебе некогда! Тебя ждут великие свершения! Ты и без сна полон сил и энергии! Ты вдохновлен и воодушевлен!

Вывод напрашивается сам собою: когда мы находимся в плену своего нафса и делаем то, что он нам говорит, мы слабеем, жизненные силы покидают нас, ибо мы все дальше и дальше удаляемся от Источника. Чем сильнее нафс, тем толще стена между нами и Богом. Но стоит нам перестать быть его послушным пленником, как силы вновь возвращаются к нам. Ты и нафс – словно сообщающиеся сосуды. Энергия жизни перетекает к тому, в чьих руках находится пульт управления.

Для чего же нам нужны религиозные предписания? Ответ прост: для того, чтобы этот пульт всегда оставался в наших руках, а не в руках эго.

Ислам точка с запятой ру

Все течет все изменяется, вот и сейчас, прочтя сообщение о смене команды проекта Ислам.ру на автомате подумал про себя Sic tranzit gloria mundi.
Ну что тут сказать, наши Марат Сайфутдинов, Абдулла Ринат Мухаметов и другие сотрудники Ислам.ру отлично потрудились, их сайт был безусловным лидером Исламнета все эти годы. Они оставляют новой команде отличный, налаженный информационный ресурс. И наверное он и дальше будет успешно развиваться.
Чтобы хотелось пожелать новой редакции проекта.
Во-первых, полностью изменить наконец-таки подходы к сайту в плане языка. Это касается вообще почти всех сайтов Исламнета, включая в какой-то мере и этот, да простят меня уважаемые админы. То есть чтобы это был не официоз и не только академизм, а чтобы это был доступный для всех продукт как например журнал "Семья" Нужно очеловечить контент, привлечь большую аудиторию.
Во-вторых, провести редизайн сайта, использовать все примочки ВЕБ 2.0 по максимуму.
Ну и в-третьих, не потерять тех достижений, чтобы были ранее достигнуты прежней командой.

А от Марата с Ринатом мы ждем новых проектов, они очень креативные и творческие люди.

Руки прочь от маджлисов!

Впервые я осознал себя мусульманином еще в советские времена, в возрасте 8-9 лет. Как-то с ребятами из нашего двора мы прыгали с крыш гаражей в кучи осенних листьев. Было высоко и очень страшно. Перед прыжком многие из ребят перекрестились. Автоматически и моя рука потянулась сделать аналогичный жест. Но тут я вспомнил, что к нам домой не раз приходил какой-то дедушка и читал какие-то нерусские слова. А значит и креститься мне нельзя. Рука опустилась и я прыгнул просто так. Тот прыжок стал для меня первой шахадой в жизни. Лично я никого не агитирую проводить маджлисы. Но и запрещать их никому не позволю!

Мусульмане нетрадиционной ориентации (т.е. те, кто презирает традиции собственного народа), подобно американским политикам, очень любят двойные стандарты. Со звериным оскалом они кидаются на Мавлид, Жиен в Булгарах, 7 и 40 дней будто в них корень всех зол, но при этом истинные причины многих мусульманских проблем в упор не видят. И уж тем более с ними не борются. В этом нет их вины. Просто наших братьев так зомбировали, надрессировали против конкретных, понятных им вещей, но думать своей головой, увы, не научили. Особенно за пределами того, что им втолковали.

В свое время меня умиляли двойные стандарты некоторых пользователей всемирной паутины, которые в интернет-форумах и чатах поносили на чем свет стоит так ненавистный им прогресс, идущий с Запада. Яростно стуча по клавиатуре ноутбуков, нетбуков и айфонов они кричали на весь мир о пагубности западных технологий. Примерно также ведут себя и наши борцы в идейной сфере. Им ненавистны маджлисы и Мавлид, ибо они, дескать, пришли к нам от христиан. Хорошо. А сотовые телефоны откуда нам пришли? Из достопочтенной Мекки что ли или, может, из лучезарной Медины? Чем же это новшество отличает от других?

Какой-нибудь умник обязательно возразит, сказав, что мобильный телефон – это лишь техника, которая, в отличие от маджлисов, не затрагивает духовную сферу. Ой ли? Почитайте А.Тойнби, чтобы понять, как глубоко вы ошибаетесь. Сотовый телефон – это не камень на дороге, а самый настоящий субстрат, если хотите, материализованный концентрат западного концепта о свободе и индивидуализме. Сотовый телефон меняет наше виденье пространства и времени, он вторгается в сферу наших отношений, навсегда делая их другими и заставляя менять наши представления о них и, следовательно, наши ценности. Тоже самое можно сказать и о других технических устройствах и технологиях. Вслед за ними всегда шлейфом тянется другой уклад жизни и иное мировоззрение, иные ценности. Технологии всегда меняют духовную сферу.

Впрочем, возьмем пример попроще. Телевидение. Я уже писал о нем и повторятся не буду (http://islam-portal.ru/communication/blog/Batrov/64.php). Давайте просто сравним два новшества в исламе: маджлис по случаю Мавлида и просмотр телепередач. Честно сравним. В каком из них больше вреда для мусульман? Ответ очевиден для всех: в телевидении. Однако ту рьяность, которую нетрадиционные мусульмане проявляют в своей борьбе с маджлисами и Мавлидом они и не думают проявлять в борьбе с телевиденьем. Напротив, стоит их хотя бы слегка призвать отказаться от этого пагубного новшества, как они тотчас встают на дыбы: «Зачем ты запрещаешь то, что разрешил нам Аллах?!». Да ради Бога: смотрите свое телевиденье, наслаждайтесь им, но и маджлисы не трогайте! Руки прочь!

Да помилует его Аллах!

Месяц Мавлид – хорошее время вновь прочувствовать и выразить свою любовь к величайшему и самому прекрасному человеку в истории мира, нашему пророку Мухаммаду. На поверхностном уровне это делается через традиционную формулу мусульманского благопожелания: салля ллаху алей-хи ва саллям. Однако здесь возникает вопрос: как данный салават должен звучать в устах русскоязычных мусульман?

Как всем известно, обычно мы оставляем его без перевода. Для внутримусульманского пользования это привычно и вполне приемлемо. Но для уха (или глаза) непосвященного данная фраза превращается в очередную абра кадабру из мусульманского птичьего языка. Особенно когда мы шифруемся и сокращаем ее до аббревиатуры. Как остроумно пошутил один из читателей нашего портала Мишэр Малае: СГВ, С.А.В., КГБ, ФСБ...

Осознавая данную проблему, многие мусульмане предпочитают переводить салават на русский язык. И здесь очень часто совершается грубая богословская ошибка. При чем искажение встречается при переводе не только салавата, но и других формул мусульманских благопожеланий. Как мы, например, переводим рахима-ху ллах? «Да смилуется над ним Аллах» (или: «да помилует его Аллах»). Люди, не владеющие контекстом, часто в данной связи задаются вопросом: а что такого натворил этот человек, что каждый раз, когда упоминается его имя, вы молите Всевышнего смиловаться над ним? Другими словами, при таком переводе благопожелание обретает негативную коннотацию. Именно так это воспринимает русскоязычное сознание. Например, другой читатель нашего портала aziz очередной свой критический выпад в адрес автора данного блога завершается словами: «всем известный Батров, да помилует его Аллах».

Аналогичная трансформация при переводе происходит и с другими мусульманскими благопожеланиями. Радыя ллаху ан-ху – «Да будет доволен им Аллах». А что Аллах недоволен сподвижниками Пророка, для почитания которых используется данная формула? Алей-хи с-салям – «Да будет над ним мир!». А что над ним война? И, наконец, салават нашему Пророку: салля ллаху алей-хи ва саллям – «Да благословит его Аллах и да приветствует!» А разве наш Пророк уже не благословлен? Ведь сказано в Коране: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка».

Для того, чтобы избежать указанных ошибок при переводе благопожеланий можно использовать глагол «пребудет»: «Да пребудет над ним мир!»; «Да пребудет над ним благословение Аллаха!»; «Да пребудет над ним довольство Аллаха!»; «Да пребудет над ним милость Аллаха!». Такой перевод воспринимается без негативного окраса, ибо то, что мы желаем почитаемому человеку уже есть у него и мы надеемся, что это останется с ним и впредь.

Однако если попытаться отойти от буквалистских переводов, то существует еще один способ передачи наших благопожеланий почитаемым людям в исламе: через прилагательное. В контексте прославления Творца мы уже используем данный переводческий подход. Вспомните, как мы переводим «Аллах тааля»? Ответ: «Всевышний Аллах». А ведь «тааля» – это глагол и, подобно благопожеланиям, является формулой восхваления Творца, которую следует переводить как «Всевышен Он!» или «Возвышен Он!». Поэтому неслучайно, что среди 99 прекрасных имен Создателя не такого имени как «тааля», ибо данный список не содержит глаголов, а только эпитеты Аллаха, субхана-ху ва тааля («Свят Он и Возвышен!»).

При таком подходе «наш Пророк (САВ)» превращается в «нашего благословенного Пророка», «Умар (р.а.)» – в «богоугодного Умара» и т.д. Преимуществом данного способа благопожеланий является то, что они не воспринимаются как абра кадабра и могут быть использованы как среди самих мусульман, так и при обращении к немусульманской аудитории.

Во внимание следует принять и то, что формулы благопожеланий выполняют также роль маркеров, обозначающих место в духовной иерархии почитаемого человека, подобно «ликам святости» в православии (благоверные, блаженные, праведные, преподобные и т.д.). Как правило, алей-хи с-салям – это благопожелание для пророков; радыя ллаху ан-ху – для сподвижников нашего Пророка; рахима-ху ллах – для великих мусульман прошлого, начиная с поколения «преемников», салля ллаху алей-хи ва саллям – это персональное благопожелание для последнего Пророка, а каррама ллаху ваджха-ху – для хазрати Али. Именно эти благопожелания подсказывают нам, о ком идет речь. По ним мы отличаем сподвижников от преемников и т.д. Представляется, что на роль подобных маркеров прилагательные подходят больше всего.

Перевод – это целая наука и настоящее искусство. И если мы хотим, чтобы послание Корана и нашего благословенного Пророка дошло до людей во всей своей красоте и полноте, нам важно овладеть этим искусством и постичь эту науку. И здесь крайне важен творческий и вдумчивый подход. Иначе, мы постоянно будем делать ляпы по типу тех, когда «всем известного Батрова, да помилует его Аллах (рахима-ху ллах)» причисляем к лику умерших праведников ислама.

DIXI ET ANIMAM MEAM LEVAVI

Dixi et animam meam salvāvi
Я сказал и тем облегчил свою душу.
Библия
Вчера по ТНВ в программе "7 дней" показали видеосюжет, посвященный ситуации с уничтожением реконструкцией Московской Соборной мечети, где ваш покорный слуга изложил и свою точку зрения. Сюжет вызвал массу откликов от полной поддержки до обвинений в антиисламской деятельности и думаю еще будет множество каментов в блогосфере, ибо тема достаточно острая.
Чтобы я хотел еще сказать от себя лично.
Во-первых, хочу отметить, что в сюжете отражены различные точки зрения, без однобокости. И сам сюжет достаточно щадящий по отношению к Равилю-хазряту. Не все, что я сказал вошло в передачу, было гораздо резче и конкретнее обозначено про истинные причины возникшей проблемы. Но это в передачу не вошло, но спасибо конечно же ТНВ за то, что они рассказали о проблеме.
Во-вторых, очень многие мусульмане просто не желают разобраться в проблеме, им хочется верить в некие "антиисламские" силы, препятствующие строительству мечетей в Москве. И им совсем не нравятся другие версии, полностью опровергающие "антиисламский" след в этой истории. Ну чтож, пусть и дальше продолжают верить в то, что им хочется верить, это их полное право защищенное Конституцией. Право иметь собственное мнение.
В-третьих, мы живем в реальном мире и я думаю, что строительство нового здания нужно довести до конца. Но! Не нужно трогать старое издание! Оставьте его в покое, граждане муфтии и им сочувствующие, найдите возможность сохранить памятник татарской-мусульманской истории и культуры.

P.S. Когда мой шестилетний сын Амир посмотрел эту передачу он сказал, что когда он будет Президентом России он построит мечети по всей Москве. Чтож, Алла бирса, так и будет, потому что мой сын если что-то захочет, то почти всегда этого добиваетсяsmile:)

Ислам добрался до Польши. Или "колонизация" Европы

На днях мне пришлось побывать в польском Католическом информационном агентстве (КAI) в Варшаве. Встречались с редактором, который отвечает за восточное направление работы агентства, то есть за страны бывшего СССР.

Конечно, в силу профессии, меня в первую очередь интересовало, то каким образом построена их работа. А устроена она и в правду прекрасно. Как говорится учиться нам и учиться. Во-первых, глава агентства входит в комиссию по СМИ польской католической церкви. Тут важно две вещи: то, что там есть комиссия отвечающая за информационную политику и что руководство агентства являются непосредственными ее членами. Проведение единой продуманной информационной линии это в современной мире имеет ключевое значение. Во-вторых, в каждой из 44-х епархий в Польше есть свой корреспондент, который отвечает за работу с KAI, снабжая их новостями. Я уже не говорю о том, что у них есть свои представительства по всему миру. Что важно - KAI является главным информационным каналом польского католичества, они ежедневно рассылают информационные бюллетени для СМИ.

Обо всем этом я узнал в KAI. Не менее интересным оказалось то, каким образом католические журналисты воспринимают ислам и мусульман в целом. Сначала отмечу, что Польша одна из самых моноэтничных и моноконфессиональных стран мира: 96% населения страны это поляки и около 95% католики, если учесть, что большинство этнических меньшинств это украинцы, немцы и беларусы, то доля мусульман вообще можно оценить в менее одного процента (польские татары, турки, боснийцы и арабы).

Одним словом современная Польша это классическая картина "старой доброй Европы". Однако тема ислама для польских католиков оказалось очень животрепещущей. Польский религиозный журналист признался, что опасается ислама. Основная претензия такова: мусульмане, приезжающие в Европу не хотят отказаться от своей культуры, более того они занимаются здесь миссионерской деятельностью. При этом в самих мусульманских странах, по мнению католического журналиста, для христианских церквей прозелитизм запрещен. Понятное дело, что представитель КИТа вписан в общею католическую проблематику, а для них по всей видимости ислам представляется конкурирующей силой.

Отмечу, что уже сейчас в Варшаве на каждом шагу можно встретить точки продажи кебаба, в которых можно отведать халяльного мяса. Чем я с радостью и пользуюсь, заглядывая в соседнюю с отелем турецкую кафешку (кстати, как я заметил, халяльное в варшавских кебабных только баранье мясо). Есть и до боли знакомая картина, когда, как рассказал польский журналист, в селения польских татар приезжают преподаватели из Саудии рассказывая местным татарам, что те исповедуют неправильный ислам...

Одним словом , главная претензия к приезжим из мусульманских стран, это то, что они отказываются полностью культурно интегрироваться в европейских государствах (по сути, отказаться от языка и религиозных норм).

Вообще странно слышать такие измышлизмы от представителей католической церкви, во многом с благословения которой европейские державы занимались колонизацией новых земель. Ведь вслед за оружием шли священники обращая "туземцев" к вере "христовой". Никто из европейцев не задумывался о том, чтобы отказаться на новых землях от своего языка и культурных норм в пользу местных. Были, конечно, примеры романтической увлеченностью "востоком" или "первозданной культурой", но это все исключения интеллектуального искания, подтверждающие правило. В конце концов, тысячи арабов и турков (особенно первой волны), также полностью влились европейскую культуру и сообщество. Однако европейский плавильный котел сломался.

Европейцы действовали в Азии, Африке и Америке максимально жестко и однозначно. Местное население либо уничтожалось (как в случае Америки), либо огнем и мечом ставилось в жесткую зависимость (как в Азии и Африки). Обживать новые земли, как правило ехали те, кому по разным причинам не удалось добиться благополучия у себя на родине или кто не нашел общего языка с элитами своих стран. Так произошло в Северной и Южной Америке, в некотором смысле похожая картина наблюдалась в Азии и Африке.

Понятное дело, что каждая страна проводила свою политику, их тактики немного отличались. Если французы исповедовали ассимиляционную модель, при которой они в землях (!) своих новых вассалов пытались насадить свои культурные нормы (язык, религию). Англичане действовали более прагматично, стараясь просто договориться с местными элитами, которые в свою очередь гарантировали полную экономическую и политическую лояльность. Однако и те и другие не пытались перенять местные языки, религии и соответствовать традициям и культурным общества, которое их фактически кормило. Cкорее наоборот, было высокомерное отношение, навязывание стереотипов (почитайте "Ориентализм" Эдварда Саида) и зачастую презрение. Именно тогда зародилось то востоковедение, которое фактически обслуживало колониальные режимы. Цели в высшей степени прагматичные.

Ситуация мало изменилась и сейчас. Посмотрите на то, как себя ведут российские и европейские туристы приезжая в мусульманские страны. Говорить о каком-то уважении к местным традициям также не приходится. Ходить полураздетыми, пьяными девушкам по Хургаде и Кемеру это пожалуйста, а вот надевать платок в Париже это уже вызов местным культурным нормам...

Неудивительно, что истощенная веками западным капиталом бедная Азия и Африка приехала в Европу. Люди едут туда, куда текут денежные потоки. Транснациональный мир был создан европейскими и американскими компаниями, открыв тем самым границы. Однако порой кажется, что они были открыты не для того, чтобы для всех создать равные возможности, а для того, чтобы изобрести новые механизмы подавления превращая деколонизированные страны так называемая "третьего мира" в источник дешевой рабочей силы, сливки же, как и прежде остаются у местных "элит" и "колонизаторов" из транснациональных компаний. А отсюда и революции в Египте и Тунисе.

Однако мир изменился и истощенное, угнетенное местными элитами и большим капиталом население направляется в те страны благополучие которых построено в том числе и на их горбу. В некотором смысле они делают тоже, что и предки испанцев, португальцев, французов и англичан несколько веков назад, осваивая новые земли (ресурсов на всех в Европе не хватало). То есть история, с некоторыми оговорками, повторяется только в обратном направлении...

Happy birthday, dear Prophet,Happy birthday to You!

Каждый год мусульмане всего мира празднуют день рождения пророка Мухаммада (с.а.в.). Но встречаются некоторые индивидуумы, которые возражают этому празднованию, утверждая, что это нововведение (бид`а) и грех. Все бы ничего, если бы они возражали себе втихомолку, но, увы, молчать они не могут, так как чувствуют на себе груз ответственности перед Всевышним в том, чтобы запретить в этот день:
- читать священный Коран;
- совершать зикр;
- петь анашиды о Пророке;
- вспоминать и рассказывать о жизни Пророка;
- накрывать столы, угощать едой, в том числе мандаринами (кстати кто их купил в большем количестве для новогодних праздников, но вследствие нравоучений некоторых «умников» постеснялся их использовать smile;) , то самое время лезть в закрома и угощать всех подряд, чтобы эти цитрусовые ассоциировались с Пророком Мухаммадом и Исламом, а не с Кыш Бабаем и язычеством);
- дарить подарки родным и близким;
- и вообще собираться в большом количестве и говорить о рождении Пророка.

Их противостояние и негодование часто носит следующий смысл: «Нельзя совершать все вышеперечисленные благие деяния в день рождения Пророка, т.е. нельзя выделять для этого именно этот день, а во все другие дни – можно». Еще чуть-чуть и на улицах появятся стикеры и банеры «Говорить о Пророке в день его рождения - ширк». Уууу! Даже страшно становится.

Уважаемые «умники», не тратьте свои силы, нервы, бумагу и краску на споры и расклеивание объявлений, а лучше потратьте 2-3 мин. и дочитайте этот блог до конца.

Празднование и вспоминание рождение благословенного пророка Мухаммада (с.а.в.) одно из самых хороших и благих деяний. Потому что это является проявлением радости и любви к нему. А любовь к пророку Мухаммаду (с.а.в.) – это основа из основ веры. Пророк (с.а.в.) сказал: «Клянусь тем, в чьей длани моя душа, не уверует не один из вас до тех пор, пока я не стану более любимым для него, чем его родители и его дети».
Любовь к Пророку (с.а.в.) является частью веры, так как она неразрывно связана с любовью к Всевышнему Аллаху. В священном Коране сказано: «Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей» (Коран 9:24).
Празднование дня рождения Пророка не что иное, как чествование и выражение почета к нему. А чествование пророка и выражение почета к нему является канонически правильным и верным.
Исторически подтверждено, что празднование рождения великого пророка Мухаммада (с.а.в.) было введено в исламкую практику в четвертом-пятом веках по хиджре. Мусульмане того времени в день рождения Пророка, как и сегодня, угощали едой, читали священного Корана, совершали зикры, пели анашиды. Об этом пишут такие известные мусульманские историки как Ибн Джаузи, Ибн Касир, Хафиз ибн Хаджар, Джалялютдин ас-Суюути. Последний кстати, отвечая на вопрос о праздновании дня рождении Пророка, сказал «Мой ответ таков. Празднование дня рождения пророка Мухаммада (с.а.в.) в основе которого лежит собрание мусульман в одном месте, чтение священного Корана, упоминание жизни описание пророка, и преподношение угощения, не совершая ничего сверх этого, является хорошим новшеством. И совершающий его будет вознагражден. Потому что он возвеличивает степень Пророка, и проявляет свою радость по случаю его рождения».
Передается от Имама Шамсудина ибн аль-Джазари «Поистине достоверно то, что облегчается для Абу-Ляхаба в огне, каждую ночь понедельника, за то, что он освободил Суайбу, когда его обрадовали вестью о том, что родился Пророк (с.а.в.). Так если же Абу-Ляхабу неверующему воздается в огне облегчением, каково же тогда состояние мусульманина, который радуется рождению Пророка и отдает все что в его силах из-за любви к нему. Клянусь своей жизнью, поистине его воздаянием от Аллаха будет то, что Он введет его в благословенный рай».

Из того что было сказано, становится ясным, что празднование дня рождения пророка Мухаммада (с.а.в.), которое проходит в собирании мусульман, где читается священный Коран, упоминается жизнеописание Пророка, преподносятся угощения и т.п., является желательным (мустахаб).

Гол как сокол!

В рамках религиозной традиции разрешается фундаментальная драма человеческого бытия, порожденная нашей с вами трансцендентной природой. Именно это делает религию вечно живой, ибо человек всегда будет тянутся к своему запредельному Истоку. Однако, как известно, помимо экзистенционального измерения духовный опыт имеет и свое социальное продолжение. Личная вера всегда вытекает в организованную религию. И именно здесь нас поджидает немало сюрпризов.

Какова функция религиозных институтов в современном обществе? Какую роль имамы выполняют в народном хозяйстве? За что мы им платим свои кровные деньги? Все чаще подобного рода вопросами задаются в наши дни садака- и налогоплательщики. Раньше подобных вопросов не возникало. Имам был самым образованным человеком. Он прекрасно, и при этом лучше других, разбирался во многих отраслях человеческого знания. Это было для всех очевидно и именно это давало ему возможность сочетать в своей деятельности и учителя, и лекаря, и юриста, и ученого.

Но сегодня все изменилось. Имам еще может выглядеть грамотным на фоне своих прихожан, но уже не на фоне всего общества. Человечеством накоплен такой объем знаний, что он становится неподъемным для одного человека даже в своей малой части. Это заставляет дробить почти любую профессию на крохотные специализации. Подобный размельчающий удар был нанесен и по многогранной в прошлом деятельности религиозных служителей. Юристы, учителя, психотерапевты, врачи – уже давно разрезали и поделили между собой функциональный «пирог» имама древности. Сегодня они делают для многих людей по сути ту же работу, что раньше принадлежала если не исключительно, то в значительной степени духовенству. Чем больше накапливает знания человечество, делая его все более неподъемным для одного человека, чем ветвистее становится профессиональная специализация членов общества, тем меньше остается места под солнцем у религиозного деятеля. Его социальную значимость раздевают словно луковицу: слой за слоем. Теперь он стоит в глазах светских людей гол как сокол! И в какой-то момент они задаются крамольным вопросом: а чем, собственно, оправдано существование муллы? За что он получает свою зарплату?

За молитвы и чтение Корана? Вряд ли. Сами имамы не согласятся с таким ответом. За постижение великих духовных истин и мистические прозрения? Все это здорово. Но почему чьи-то личные духовные поиски должны оплачиваться другими? За религиозную проповедь и обучение основам ислама? В этом заинтересованы сами священнослужители, ибо они таким образом рекламируют и продвигают свою доктрину, т.е. удерживают и расширяют свой электорат.

Примерно так рассуждают сегодня многие, и не только светские, люди. Подобные вопросы – это настоящий вызов нашего времени, брошенный всем, в т.ч. и мусульманским, религиозным деятелям. Вызов, от ответа на который во многом зависит будущее религиозных организаций. А значит и всей нашей уммы.

Традиция этнографического изучения мусульманских народов Российской империи



Немного истории. Нашей истории..

Здесь хотелось подробно рассказать о работе профессора Университета Вирджинии (США) Роберте Джераси, которая называется «Культурная самобытность под вопросом: мусульманский Восток в российской этнографии XIX веке».Работа Роберта Джераси посвящена изучению того, каким образом этнографическая наука Российской империи в XIX веке занималась изучением мусульманских народов. Свою статью автор начинает с пересказа взглядов известного американского ориенталиста Сеймура Беккера, по мнению которого русские историки XIX века воспринимали Россию как национальное государство русского народа и, что все национальные меньшинства империи неизбежно будут ассимилированы. По мнению Роберта Джераса, далеко не все русские ученые того времени придерживались такого мнения. Именно этнографы в XIX веке более реалистично смотрели на положение вещей, поскольку непосредственно работали с культурой и жизнью народов населяющих Российскую империю.

В первой части своей работы американский профессор повествует о традиции изучения мусульманских народов Волжско-Уральского региона.

Центром «освоения Востока» в Российской империи стала Казань, именно здесь были размещены учреждения, которые были необходимы для изучения и ассимиляции народов восточных земель.

Первый существенный вклад в изучение народов Поволжья внес профессор Казанского университета, выходец из Германии, Карл Фукс. Его перу принадлежит первая этнографическая работа, посвященная поволжским тюркам «Казанские татары в их статистическом и этнографическом измерениях», которая вышла в свет в 1844 году.

Примечательно, что именно немец стал первым автором систематического труда посвященного культуре татарского народа. Роберт Джераси ссылаясь на венского профессора Андреаса Каппелера, одного из крупнейших современных специалистов по истории народов Поволжья, отмечает, что уже в литературе XVIII века можно проследить различия в описании татар русскими и иностранными (чаще всего немецкими) учеными. Немецкие авторы той эпохи были гораздо более склонны видеть татар в благоприятном свете и описывать их как цивилизованных – по сравнению с другими народами Поволжья – людей, в то время как русские исследователи скорее подтверждали отрицательные стереотипы и недооценивали культурные достижения татар.

Достоинство работы Фукса заключалось в том, что она основывалась на личном наблюдении автора. Кроме того, он в совершенстве владел татарским и арабским языками. В данной работе содержаться множество интереснейших фактов, которые разрушали многие стереотипные представления о татарах. Например, он приводит статистические данные, демонстрировавшие то, что, вопреки широко распространенным представлениям о полигамии среди татар, на несколько тысяч татарских домов Казани приходилось лишь шестьдесят глав семейств, имевших больше двух жен. Также в своей работе Фукс писал о превосходстве системы образования у татар, распространенной традиции помогать бедным, низкой заболеваемости среди татар и др.

Важным этапом в развитии этнографических исследований в Волжско-Уральском регионе стало учреждение в 1877 году в Казани Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ), который стал наиболее значительным центром этнографических исследований за пределами двух столиц. Этнографические исследования, проводившиеся под эгидой ОАИЭ, были главным образом посвящены Поволжью, но общество также настаивало на своей роли в изучении всего Востока.

Однако удивительным фактом оказалось то, что работ посвященных изучению татарского населения региона было крайне мало. Хотя татары-мусульмане были, без сомнения, самой большой из нерусских этнических групп Поволжья, их изучением ОАИЭ едва занималось. В “Известиях ОАИЭ” практически не появилось ни одной статьи о татарах.

В чем причина, такого в высшей степени не внимания к татаро-мусульманскому населению края? Роберт Джераси, так отвечает на этот вопрос: Во-первых, предполагалось, что этнография несовместима с исламом. Под этнографией понималось изучение особенностей культуры отдельных народов, в то время как за мусульманскими народами таких особенностей не признавалось. Европейцы, как правило, считали, что у мусульманских народов ислам являлся не только основной, но и практически единственной культурной характеристикой. Мусульманские общества для них воспринимались как “постэтническими” – совершенно одинаковыми и неподвластными никаким изменениям в сфере культуры.

Кроме того, после реформ 1860-х годов, у этнографии на национальных окраинах появилась новая роль. Народническое движение, которое началось в России в ту эпоху, активно поддерживало развитие этнографии, поскольку народники утверждали достоинство национальных меньшинств и крестьянского населения. Однако, несмотря на то, что народники выступали в защиту национальных меньшинств, речь, как правило, шла о народах, исповедующих христианство и язычество – старообрядцах, сибирских народах, исповедующих шаманизм, полуязыческих-полухристианских народах Волжско-Уральского региона (кряшенах, чувашах, черемисах, вотяках, мордве). В среде этнографов и народников находилось много защитников этих народов, и только у мусульманских народов России, пишет Роберт Джераси, таких защитников не нашлось. Связано это было в частности и с тем, что исламская культура в Поволжье воспринималась как конкурирующая русской. Это могло быть связано с тем, что исламское духовенство здесь активно занималось обращением в свою веру массы людей (их численность, по данным Роберта Джераси, превышало число перешедших в православие). Становясь мусульманами, они не только меняли религию, но и начинали называть себя татарами. Народникам-этнографам эта альтернатива казалось ничуть не лучше политики царского государства, использовавшего православие и русский язык для уничтожения этнического самосознания национальных меньшинств.

Народники, находясь под влиянием эволюционистской теории, которая стала преобладать на Западе, подходили к изучению культуры только с оценки прогрессивных ее черт. Одним из наиболее ярких его сторонников в России был профессор Казанского университета, член ОАИЭ И. Н. Смирнов, который в четырех работах, посвященных финно-угорским народам Среднего Поволжья (“Черемисы”). Теоретически, по мнению Роберта Джераси, эволюционный подход мог стать альтернативой демонизации ислама и мусульманских народов России в той мере, в какой “отатаривание” народов Поволжье, которого так боялись православные миссионеры, могло быть представлено как аналогичный процесс, только с другими действующими лицами. Американский профессор пишет, что если допустить, что цивилизация – это всеобщий процесс, то тогда не имеет принципиального значения, какие именно контакты – с русскими или с татарами - позволили народностями Поволжья (или других регионов империи) продвинуться дальше по пути прогресса.

В итоге сочинения Фукса, опубликованное в 1844 году, вплоть до конца дореволюционного периода сохраняло свое значение основополагающего исследования, посвященного татарам.

Бей арабов, спасай Россию!

Многие читатели нашего портала негодуют по поводу моего ярого антисемитизма. «Зачем вы трогаете арабов?» – примерно с таким вопросом они обращаются в своих комментариях. И правда, зачем?

Главная цель моих заметок, воспринимаемых как антиарабские, заключается в том, чтобы мы – российские мусульмане – перестали на них «молиться» и начали думать своей головой. Увы, но банальная мысль о том, что арабы такие же люди, как и мы, ничем не лучше и не хуже нас, все еще нуждается в своих защитниках. Впрочем, меня больше волнуют не столько сами арабы, сколько наше общероссийское преклонение перед всем заморским. В отечественном исламе этот общенациональный тренд выражен в негласной установке считать себя в религии ущербными, а ислам арабов – истинными и непорочным. Слава Всевышнему, в сравнении с началом 90-х все больше мусульман ездят в арабские страны и с каждым годом у нас становится все меньше тех, кто заглядывает арабам в рот и ловит каждое их слово, кто смотрит на них как на безгрешных ангелов, сошедших с небес в белых рубахах.

Многих российских мусульман, и меня в том числе, возмущает то, что шейхи, в первую очередь из стран Персидского Залива (т.е. из аль-Халидж аль-Араби), лезут во внутрироссийские дела мусульман. При этом они часто не имеют не то что должного, а, порой, и элементарного представления ни о специфике России, ни о ее истории, ни о нынешнем положении мусульман в нашей стране.

Вспомним всеми уважаемого шейха Юсуфа аль-Карадави, который призвал в 2000 г. убивать мусульман России, служащих в вооруженных силах РФ и командированных в Чечню. Конечно, великий шейх Катара этого не знал. Он то думал, что в Чечне идет война против мусульман, война между чеченским и русским народами. Он не знал, что многие чеченцы в самый разгар войны находили спасение для себя и своих семей в регионах Центральной России, что среди тех, кто воевал против бандформирований было немало и самих мусульман. Это была даже не гражданская война. Это была война (или бесчеловечная игра?) одних бандитов (тех, что тогда сидели в Кремле) с другими бандитами. И шейх озвучил в 2000 г. свой призыв к джихаду в Чечне, не проанализировав ситуацию, толком ничего о ней не зная, а лишь опираясь на слова шептунов, приехавших к нему от имени преступников, и на стереотипы о чеченской войне, которые тиражировались на тот момент в западных СМИ и СМИ арабского мира.

Спустя 10 лет аль-Карадави признал, что путь войны, к которому он призывал молодых людей, оказался ошибочным. Так и сказал: «Мы призываем наших братьев <…> отречься от этого ошибочного пути». Хороша ошибочка, за которую десятки тысяч людей заплатили своими жизнями, а сотни тысяч навсегда остались с изувеченными душами и изуродованными телами. Фетвы, которые для аль-Карадави и его коллег по цеху всего лишь закорючки на бумаге, на другом краю света оборачиваются в реки крови живых людей, осиротевших детей и обезумевших от горя вдов.

В Кувейте я задавал вопрос нескольким преподавателям по поводу ответственности шейхов, которые выносят свои политические фетвы без знания предмета, не разобравшись в ситуации до конца. Такая неожиданная постановка вопроса их неизменно ставила в тупик. И каждый раз они отвечали, что шейхи не должны так поступать. «Знаю, что не должны, – продолжал я, – но все же какова их ответственность?» «Никакой», – обреченно признавали они в конечном итоге. Только вдумайтесь в это: никакой! Попробуйте осознать весь ужас этого ответа: им сходят с рук убийства мирных жителей, разрушения сел и городов, непомерное человеческое горе. Конечно, улемы Персидского Залива не несут полную ответственность за кровавое месиво, творившееся в Чечне, но своими фетвами они ее разделяют, ибо мусульманская молодежь поверила им и откликнулась на их призыв.

Вне всяких сомнений, аль-Карадави, как и любой человек в этом мире, имеет право на свое мнение. Но у нас-то есть своя голова на плечах. Зачем тиражировать в России его суждение, которое выбивает почву из под ног московских мусульман, борющихся с исламофобами за свои конституционные права на строительство храмов? Аль-Карадави тысячу раз прав, когда говорит, что во времена благословенного Пророка мусульмане в праздники молились за городом. С исторической точки зрения к нему нет никаких претензий. Но надо быть политическим идиотом, чтобы собственноручно вооружать наших противников соответствующим советом авторитетнейшего шейха, обращенного к нам, молиться на стадионах и в выставочных центрах! Может для мусульманских эмигрантов на Западе подобные места для молитвы – это выход из ситуации, но для нас, коренных жителей России, такая постановка вопроса просто унизительна! Неужели лучезарный авторитет шейха настолько слепит нам глаза, что мы не видим всего этого?

Возможно, заморские богословы лучше нас разбираются в нюансах арабской филологии. Но никто, кроме нас самих, никогда не будет лучше понимать проблемы мусульман России и находить лучшие пути выхода из них, как и мы никогда не сможем понять собственные проблемы арабских обществ. В тоже время не нужно отгораживаться от арабского мира, как и не нужно быть его безликим эпигоном. Не следует также бросаться и в другую крайность, считая, что только российские лидеры ислама и отечественные богословы знают истину и никогда не делают ошибок. Нет. У нас здесь тоже не все так гладко, что опять таки не повод для идеализации арабских ученых и их трактовок ислама. Для многих своих единоверцев я хочу лишь напомнить изречение нашего Пророка о том, что «нет превосходства араба над неарабом».

Поскольку объем данного поста уже исчерпан, то разговор на эту тему я продолжу в следующий раз. В заключении хотелось бы сказать следующее. Один из врагов истины – это обобщение. Юсуф аль-Карадави ошибся в несколько вопросах, связанных с Россией, но это не умаляет его заслуги в рамках канонического исламского права (аль-фикха). Многие шейхи Персидского Залива поют свои богословские песни под американскую дудочку, но это не значит, что все арабы такие. Лично для меня ученый, которого я считаю лучшим на сегодняшний день – араб по своей национальности. И я бесконечно благодарен Всевышнему за то, что мне посчастливилось быть рядом с этим великим человеком и выдающимся исламским мыслителем.

Арабский национализм неоамериканцев

Не будет далек от истины тот, кто скажет, что Эль-Кувейт – это один из штатов США, только с преобладающим мусульманским населением. Впрочем, речь не о политике, а о языке. Большая часть населения Эль-Кувейта – гастрабайтеры из Бангалдеша, Индии, Пакистана, и других стран. Я ничего против них не имею, но за время пребывания в Эль-Кувейте не раз хотелось воскликнуть: «Понаехали!»

Дело в том, что поездка в арабскую страну – это всегда возможность попрактиковать свой арабский язык. Узнать поближе арабскую культуру в Эль-Кувейте у нас не получилось – ее там практически не осталось. Но и я с языком та же беда. Обслуживающий персонал в гостинице не знает арабский вообще. Ни единого слова. Торговцы на рынках знают его на уровне цифр или чуть более. Но явно недостаточно, чтобы поторговаться по душам, как это принято на мусульманском Востоке. Ведь здесь торгуются не для того, чтобы снизить цену, а чтобы пообщается с приятными людьми. Порой, за чашкой чая разговор от обсуждения цен и качества товара плавно переходит на высокие темы о смысле жизни или о политике. И хотя торговец, снизив цену с 15 $ до 6 $, делает это всегда исключительно для тебя, ибо ему дороги мусульмане из России, ты прекрасно знаешь, что за углом начальная цена того же товара не больше 5$. Но лично я никогда не жалел о подобных убытках, ибо научился воспринимать их как плату за возможность прикоснуться к арабскому менталитету, местному диалекту и образу жизни интересных людей. Эдакие инвестиции в свое образование. Увы, в Эль-Куйвете мы лишены были такого счастья.

Национальный состав улиц Эль-Кувейта полностью отражается и на прихожанах «Большой мечети» во время пятничного богослужения. Когда перед началом молитвы я обернулся назад, то ахнул: арабы были в жалком меньшинстве. В процентном соотношении их было примерно столько, сколько и татар в мечетях Центральной России. Или около того. Остальные молящиеся – это приезжие мусульмане, которые, судя по короткому опыту общения с некоторыми из них, больше владеют английским, нежели арабским. А теперь вопрос: как вы думаете, на каком языке читалась пятничная проповедь?

Для того, чтобы правильно ответить на это вопрос вам надо знать главное: в исламе нет национализма. Мечеть – это не место, для решения националистических задач. В ней общие интересы всех мусульман в их стремлении к знаниями должны преобладать над местечковыми амбициями жалких националистов. И т.д. и т.п. Но, увы, все эти правильные слова здесь не помогут. Ибо верный ответ звучит так: на арабском. Лично я крайне признателен имаму мечети за это, т.к. попрактиковать арабский было одной из главных целей моей поездки.

Так есть национализм в исламе или нет? Конечно же, нет. Я думаю, что имам «Большой мечети» в Эль-Кувейте одну из следующих своих проповедей посвятит именно этой теме.

Ориентация на Булгар

У каждого народа должны быть свои символические места. У узбеков это Самарканд, у турков Конья, у азербайджанцев это Пир Хыдыр Зунджа...

Татарам как мусульманскому народу также необходимо иметь свои ориентиры. Символы, которые одновременно сочетали в себе национальное и религиозное начало. Можно было бы сказать, что им может стать мечеть Кул-Шариф. В некотором смысле да. Однако Кул-Шариф хоть и отсылает к героическому прошлому, является новоделом.

Кроме того мечети Кул-Шариф, на мой взгляд, не стать общенациональным мусульманским символом, поскольку ассоциируется больше непосредственно с Казанью или с Республикой. Однако, как известно, большая часть татар проживает за пределами Татарстана и нужен символ, который объединял бы всех татар Урало-Поволжья и всей России.

Искать его не надо – это город Булгар. Однажды я писал уже о значимости данного места для ислама и татар. Ведь сохранившиеся там стены золоордынских мечетей и палат 13-14 веков, одновременно являются нам напоминанием, как о богатом мусульманском прошлом, так и двух основных этнических корнях нашего народа – булгарском и золотоордынском. Действительно, сложно найти более объединительный символ, чем это место. Ведь татары веками посещали эту землю, чтобы вспомнить великое мусульманское прошлое и вознести дуа за наших предков. Эта земля стала напоминанием и источником вдохновения для развития ислама у татар. Такова ее роль и сейчас.

С 1989 года с подачи Талгата Таджудина посещение Булгара получило организованный и целенаправленный характер, когда каждый год 19 июня тысячи татар отправляются в Булгар, чтобы отметить важнейшую дату в истории предков татар.

Славно, что Булгар объединяет татар именно на мусульманской платформе. Люди на автобусах, личных авто, самолетах и поездах едут в Татарстан со всей России и мира. В Булгар едут именно те, для кого важно то, что они татары то, что они мусульмане.

Конечно, на начальном этапе находились люди, которые по не знанию воспринимали это мероприятие как малый хадж и ходили вокруг камней, которые в свое время водрузили археологи, проводившие раскопки в Булгаре. Но сейчас таких практически не осталось: из 20 тысяч людей прибывших в Булгар в 2010 году, к камням подходили считанные единицы и им в свою очередь знающие люди охранявшие камни объясняли ошибочность этой попытки. Да и вообще эти несчастные камни откровенно находились на задворках этого мероприятия, на них никто внимания не обращал.

А сколько там было прочитано прекрасных вагазов, проведено важных встреч, познавательных экскурсий, выступлений исполнителей мунаджатов! После чего люди тысячами вставали на намаз и возносили дуа за своих предков, за то, что Всевышний наделил счастьем наш народ более тысячи лет исповедовать Ислам. Люди прикоснулись к истории своего народа, ощутили важность ислама, почувствовали единство своей нации и с этим они отправились в свои города, регионы, страны. Разве это плохо?

Ежегодный «Болгар жыены» несет огромное значение для татарского народа. Фактически его можно назвать неофициальном всемирным конгрессом татар. В будущем он мог бы стать Всемирным Курултаем татарского народа, где могли бы подниматься и обсуждаться важные для всей нации вопросы.

Конечно, для этого было необходимо создать соответствующею инфраструктуру в городе. Слава Всевышнему, благодаря стараниям первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева в этом направления ведется большая и активная работа.

Замочить свое будущее

Обычно люди ищут в жизни уважения и признания других людей. Обладать авторитетом – это одобряется в любом обществе. И большинство из нас даже не в состоянии себе представить, что можно жить по другому. Искать не славы, но – позора. Для всех нормальных людей – это абсурд. Это не укладывается в голове.

Поэтому неудивительно, что о движении маламатийя («людей порицания») в исламе мало, кто помнит. Это движение возникло в Хорасане в IX в. Оно было направлено против показной набожности и нарочитого соблюдения внешних форм ислама. От обычных мусульманских ученых и аскетов «люди порицания» отличались также и тем, что намеренно совершали действия, которые их порочили в глазах единоверцев.

Однажды один из шейхов этого движения во время своих странствий дошел до селения, жители которого, услышав о его приезде, толпами вышли ему навстречу, дабы оказать радушный прием великому учителю. Но почти сразу же передумали... А дело в том, что на глазах у изумленной публики шейх прилюдно справил свою малую нужду. Народ был шокирован подобным поступком «псевдо-ученого» и, махнув рукой, ушел восвояси, расстроенный и разочарованный. Оставшись наедине с учителем, преданная когорта его учеников попросила растолковать им «мудрость» (хикмат) столь вызывающего и отвратительного поступка. «Когда я увидел восторженную толпу, – ответил устаз, – в моем сердце возникло желание принять эту славу, а значит утратить искренность перед Всевышним. И я сделал то, что я сделал».

Многие задаются вопросом: «Может ли перспектива занять определенную должность определять поведение человека?». Может. И в этом все мы с вами правы.

Эль-Кувейт – город мечты. Американской мечты

Как всем известно, трагедия американского «народа» заключается в том, что у него нет исторической глубины. Американцы крайне болезненно осознают эту свою ущербность и любыми искусственными способами стремятся ее восполнить. Первый способ – мифотворчество. Второй – лишить истории других, дабы нивелировать разницу.

Похоже, что историческую память тех, кто попадает в орбиту американского влияния, рано или поздно ждет кастрация. Так, проамериканское саудийское правительство ваххабитов уже давно уничтожило значительную часть следов пребывания на этой земле благословенного Пророка и его богоугодных сподвижников. Мировая культура лишилась памятников истории, а мы – того, что дорого сердцу каждого мусульманина. При чем делалось это без шумихи в мировой прессе. Вновь налицо двойные стандарты Запада: об уничтожении изображений Будды движением талибан раструбили на весь мир, а о вандализме, который творился в Мекке и Медине раздавался лишь тихий голосок арабской интеллигенции в региональной прессе.

Мне всегда казалось, что у подобного цинизма есть предел, что у глобализационной машины (неважно будь то ваххабитская пропаганда или что-то другое) есть черта, через которую просто невозможно переступить. Однако оказавшись в Кувейте, я с ужасом осознал: никакой черты нет.

Что такое Эль-Кувейт? Это город умопомрачительных небоскребов и фешенебельных вилл. Это город макдональдсов и всевозможных мировых брендов. Это город american and british schools. Впрочем, я не столь уж опытный турист, чтобы безошибочно в нескольких поездках по городу определить его точный портрет. И потому за помощью мы (участники курсов «Аль-Васатыйя») обратились к организаторам нашей поездки. И знаете, куда нас привез кувейтянин в ответ на нашу просьбу показать исторические места? Вы не поверите: к торговому центру! Удивленные и окруженные небоскребами мы вновь попросили нашего гида показать нам их «старый город». «Это он и есть, – ответил араб, – на этом месте и был старый город». «Неужели не осталось ни одного старинного здания?» – не унимались мы. «Ни одного!» – бойко ответил он и стал увлеченно рассказывать, что только место для яхты в заливе возле этого торгового центра стоит 100,000 динар (более 10,000,000 рублей).

Мне никогда не было так страшно. Ваххабитская машина запущена американцами и у нас. Наезды на Булгар идут полным ходом. И если ваххабиты победят или глобализация окончательно поглотит нас через другие инструменты, то мы будем жить в фешенебельном городе из стекла и бетона. И когда моих будущих внуков какой-нибудь странный чудак попросит свозить на развалины Булгар, они с гордостью покажут ему засеянное кукурузное поле: «Здесь мы выращиваем лучшие сорта для попкорна!»

Абсолютный ноль: битва продолжается!

Российские мусульмане настолько устали от постоянных конфликтов и сколков между некоторыми служителями ислама, что, видимо, уже позабыли, что помимо сведения личных счетов существует еще и общественная дискуссия, которая крайне необходима для более глубокого понимания волнующих всех нас проблем. Именно к такому выводу я пришел, прочитав некоторые отзывы на мой предыдущий пост.

Сегодня перед нашей уммой стоит фундаментальный вопрос: в каком направлении развивать отечественную школу мусульманского богословия, и, как следствие этого – российскую систему исламского образования? К сожалению, многие из нас за остротой публицистических формулировок не видят этой проблемы, когда идет ее обсуждение, и по инерции полагают, что наблюдают за очередной межличностной грызней. А жаль. Вопрос то не шуточный.

Обратимся к примерам. Недавно Шавкат хазрат в интервью одной из газет сказал, что не взял бы студентов РИУ к себе в мечеть даже охранниками. Что означают эти слова? Наши студенты составляют почти полностью приход мечети «Энилэр», где работает Шавкат хазрат, и многие из них подобное высказывание могут воспринять как высокомерное неуважение имама в отношение своих собственных прихожан. Наши студенты, которые недостойны работать охранниками – это почти 800 человек из 44 регионов России, которые, несмотря на мощнейшее противодействие и черный пиар со стороны определенных кругов, сделали свой выбор в пользу нынешнего РИУ, что стало абсолютным рекордом за всю историю его существования. Многие из этих студентов уже давно служат, как и Шавкат хазрат, имамами и тем менее они поступили в РИУ как на факультет теологии, так и на факультет исламских наук. Как им воспринимать подобные нападки в свой адрес? А как должны воспринимать их простые мусульмане, которые доверяют этим имамам и многие годы вершат за ними свои молитвы? Можно ли считать столь нелестный отзыв о наших студентах также и "публичным унижением" свыше 100 преподавателей и сотрудников ВУЗа, вкладывающих все свои знания, весь свой профессионализм и всю свою душу в своих учеников, но, по мнению Шавкат хазрата, не способных подготовить даже тех, кто бы мог стать хотя бы охранником в маленькой казанской мечети?

Что же имел ввиду Шавкат хазрат, когда наносил свой удар по всем этим людям? Если это был личный выпад против них, т.е. оскорбление, то он тем самым дает моральное право ответить ему той же монетой. И если, кому интересен подобный уровень дискуссии, то теперь у него развязаны руки. Как говорится, сам начал. Но я все же отношусь к высказыванию Шавката хазрата иначе. Мне кажется, что уважаемый хазрат, как и все мы, озабочен проблемой качества обучения в рамках зарождающейся российской системы мусульманского образования, где РИУ играет ключевую роль. Я думаю, что он в своем отзыве о студентах РИУ обозначает данную проблему. И поскольку, как я полагаю, хазрат ничего не имеет лично против всех тех, кого могло бы обидеть его нелестное высказывание, то, стало быть, он выступает здесь именно в общественном ключе, т.е. приглашает всех нас через свое интервью в газете к публичной дискуссии. Мой предыдущий пост – это отклик на его приглашение.

Когда человек, занимающий общественно значимый пост, делает публичное заявление о том, что дореволюционное татарское богословское наследие не стоит и половины книг его личного кабинета, то подобные слова – это не частная беседа на кухне, а вызов, брошенный всему татарскому обществу, в т.ч. и лично мне как религиозному деятелю. На что рассчитывал автор подобных утверждений? Что мы будем молчать? Или что нам нечем ответить? Прошли те времена, когда постоять «за державу» могли только старые бабаи.

Для меня подобные плевки в адрес нашего наследия имеют и личное измерение. Еще в середине девяностых, когда арабские фонды почти безгранично правили на просторах российского ислама, когда зарубежные эмиссары ваххабизма тузами ходили среди российских мусульман, я будучи студентом, начал перевод трактатов имама Абу-Ханифы. Это сейчас его имя поднято на знамена, а тогда, помню, как я по своей юношеской глупости и максимализму зарывался в окопах и был вынужден срывать уроки одного нашего аль-азхаровского преподавателя, исповедующего ваххабитские взгляды. Словно загнанный зверь, огрызающийся от отчаяния, я не давал ему говорить, за что выставлялся им за дверь. Тогда я не понимал, что такой подход ничего не меняет. Но все же именно благодаря тому, что в отечественном исламе всегда было сопротивление той мощной агрессии, которую под дудку западных спецслужб развязали против российских мусульман нефтеносные державы, скупившие и завербовавшие многих наших имамов и даже муфтиев, сегодня ситуация начинает понемногу меняться. Теперь уже наши идейные оппоненты оказались в положении загнанного зверя. Они вынуждены прятаться под маской ханафизма, чтобы сохранить свои кресла. Им теперь катастрофически не хватает аргументов и знаний, а потому они берутся за автоматы и взрывчатку. В России уже более 50 имамов и муфтиев мусульманского идейного фронта пали шахидами в развязанной против нас войне! Да, они в отчаянии и спешно примеряют роль униженных и оскорбленных. Однако рано опускать руки. Если мы будем молчать, когда втаптывают в грязь наше богословское наследие, когда нам подсовывают ложные ориентиры, то все еще может вернуться на круги своя. И я глубоко убежден, что если тогда они не смогли сломить наше сопротивление, то и сейчас у нас есть шанс рассказать людям правду, открыть им глаза на то, что происходит и, возможно, кто-то встанет на истинный путь.

Абсолютный ноль

В прошедшую пятницу мне довелось совершить молитву в мечети «Энилэр» напротив Российского исламского университета. Ее имам Шавкат Абубекеров во время пятничной проповеди преподнес мне, как преподавателю этого университета, самый настоящий подарок, за который я очень признателен хазрату. В своей проповеди уважаемый хазрат сказал, что существует температура минус 500 градусов. Как говорится: без комментариев. Так совпало, что сразу же после пятничной службы у меня была заключительная лекция по курсу «Наука и религия» для заочного отделения. Если в начале этого курса у некоторых студентов еще был вопрос, для чего мы изучаем данную дисциплину, то теперь он отпал полностью. Более яркую иллюстрацию того, как проповедник, не владеющий научной картиной мира, может попасть впросак и придумать было сложно. Спасибо Шавкат хазрату и всей саудийской системе обучения.

Поскольку наш сайт, возможно, читают и дети, еще не изучавшую физику в школе, скажу, что в природе (так уж Всевышний устроил) температура не может опустится ниже т.н. абсолютного нуля, который равен минус 273,15°С. Утверждать о том, что бывает температура минус 500 градусов – это значит ляпнуть что-то вроде: «Встречаются квадратные звезды». Впрочем, откуда в аравийской пустыне могут быть знания о холоде?

Еще в старших классах, когда я преподавал в мусульманской воскресной школе, меня всегда поражала элементарная безграмотность саудийских богословов и по другим вопросам. Так, например, Мухаммад ибн Джамиль Зину, книги которого в те годы щедро распространяли арабские миссионерские фонды, в одной из своих работ, восхищаясь тем, как мудро Всевышний сотворил организм женщины, писал, что ребенок во время своего развития в утробе матери питается ее месячными и, дескать, поэтому на протяжении беременности они отсутствуют у женщины (данный пост пишу в поезде, для точного цитирования под рукой нет этой книги, если она вообще у меня сохранилась). Обычно я вступаю спор с моими братьями ваххабитами. Однако это один из тех случаев, когда оппонент всю мою работу великолепно проделал за меня. И остается лишь сказать: без комментариев.

Не знаю, брал ли имам мечети «Энилэр» уроки у этого саудийского богослова или нет, но в любом случае, лично я считаю Шавката хазрата незаменимым человеком. Во-первых, говорят, он наизусть зазубрил Св. Коран, а значит может быть очень ценным кадром для какого-нибудь Центра по подготовке хафизов Корана. А, во-вторых, без его проповедей будет сложнее убеждать наших студентов в том, как важно для исламских проповедников, работающих не в Саудии, но в России, хотя бы в общих чертах иметь представление о том, как устроен созданный Всевышним мир. Ведь в школе учились, пожалуй, все прихожане наших мечетей, а многие из них к тому же имеют и высшие образование. Не учитывать это современный проповедник просто не имеет права, ведь ему надо, как минимум, соответствовать уровню своих прихожан.

Однако дело вовсе не в Шавкате Абубекерове. Он очень хороший человек. Правда хороший. Вопрос в другом. По какому пути развивать российское мусульманское богословие? На чем базировать отечественную систему мусульманского образования? Вот о чем на приведенных примерах должен задуматься каждый из нас. И если мы хотим иметь грамотных проповедников ислама, за которых не придется краснеть перед образованными людьми, то мы точно должны учиться и учить не по системе Мухаммада ибн Джамиль Зину и ему подобных. У нас должны быть другие ориентиры. Это главное, что хотелось сказать.

Как, наверное, помнят читатели нашего портала, недавно Шавкат хазрат сделал еще одно громкое заявление о том, что весь огромный массив работ татарских богословов, изданных до революции, не стоит и половины тех книг, что стоят в его небольшом кабинете. Ну что тут скажешь? Звезды бывают квадратными, а температура опускается до минус 500 градусов. Видимо, это и называется абсолютный ноль.

P.S. Срочное объявление! В одну из мечетей г.Казани требуется охранник. Главное требование к соискателю: быть менее образованным, чем имам этой мечети. По этой причине кандидатуры из Российского исламского университета рассматриваться не будут. Имам не любит, когда низовые сотрудники знают больше него.

Боль и религия. Или почему я выбираю любовь

Человек может бояться, в принципе, многого, но если подойти к этому вопросу чисто физиологически, то окажется, что это, скорее всего, боль. Если обратиться к словарю Брокгауза и Ефрона, то можно прочитать следующее: "Боль - ощущение, вызываемое превышающим норму раздражением чувствительного нерва".

Превышение нормы... Получается, что, в принципе, боль это наиболее универсальное определение того, чего боится человек: чего бы мы ни боялись – в конечном итоге это то, что приносит нам боль. Если посмотреть на культуру человечества то, во многом это попытка избежать боли порождаемой различными причинами. Поэтому пытаться относиться к боли в терминах "хорошо/плохо", безусловно, глупо и бессмысленно.


Если верить очень умным людям, то сейчас мы живем в "Культуре анестезии", когда создается иллюзия того, что боли не существует (для этого придуманы различные средства: наркоз, технические и политические удобства и т.д.). Вот только все это, действительно, иллюзия. "Культура анестезии" может нас сделает более счастливыми физически, но с болью справиться она не может.

Максимально ощущать боль с точки зрения монотеистического мировоззрения человек сможет вовсе не на земле (то есть в этом мире), а в аду (джаханам в исламе). Однако насколько корректно применение земной категории боли к миру иному? Используя земную категорию боли думающий человек неизбежно задаст себе вопрос: А почему, собственно говоря, человек должен бояться ада (джаханам)?

И правда, почему? Если мы читаем описания ада, которые имеются в различных священных писаниях, то основная мысль сводится к тому, что грешник будет испытывать страшные муки от боли ожидающие его там (приводить цитаты не буду, незнающий может сам прогуглить этот вопрос).

Однако что такое боль для человека и как ее нам понимать? Вообще для чего она необходима? Все просто - боль является сигналом организму на вторжение из вне, которое может привести к умерщвление плоти человеческой. Но в ад человек попадает уже после смерти. Ну а дальше то куда? А некуда- вечный пылающий ад, нет той точки которой человек подсознательно боится всю свою жизни, но к которой неотвратимо приближается- смерти (она уже позади).

Ведь человек это есть постоянное линейное движение- от рождения к смерти. В течение жизни человек постоянно стремится к чему либо, но каждый раз достигнув цели, он выбирает новую. Если человек теряет цель в жизни, то он увядает и погибает.

В аду то, что? Просто бескрайняя вечность страданий? Страданий за что и от чего? Страдать от дикой боли, которая не грозит тебе ничем? Разве это боль?

Вот она ограниченная возможность человеческого языка и наших терминов!

Да и вообще что за метод? Верить из-за того, что бояться наказаний? Может ли страх быть источником веры? И что это за вера такая? Какова искренность этих чувств?

Тоже самое, например, и с раем. Где по описаниям, пища обильная (фруктовые плоды), удовольствия, а для мужчин, например, большеглазые девы-гурии...

Одним словом, получается, что какие-то в высшей мере эгоистичные побуждения должны способствовать стремлению человека попасть в рай, а не в ад. При том достаточно примитивные..

А как же любовь? Просто любовь к добру, к Всевышнему, к чистоте, к справедливости? Может, человек должен стремится к довольству Любимого не из-за страха, которые являются порождением эгоизма и трепета за свою несчастную шкуру/душу, а из-за любви?

Почему нельзя следовать заповедям просто из желания быть в такт божьим законам и любви к Нему? верить от того, что видишь, как все вокруг прекрасно и гармонично создано (и как, кстати, невежественный человек эту гармонию часто своими руками разрушает, не имея возможности создать, что-то лучше и совершеннее).

Любовь, которая порождена очарованием этой Высшей инженерии, благодаря которой создан этот мир. Этот мир как самое яркое доказательство существования Высшей силы...
это ведь так прекрасно..

Бог это я?

Недавно я, просматривая статусы о религиозной принадлежности пользователей одной из социальных сетей, задумался над тем, что многие люди, рассуждая о религиозных взглядах, самоуверенно говорят «что верят только в себя» и прочее. Их право, что тут скажешь?

Однако, когда примеряешь такую точку зрения, то понимаешь, что здесь есть какая-та серьезная логическая ошибка. Если верить, что в жизни (если мы говорим только о человеческой жизни) все определяет твоя воля, то как объяснить тот факт, что слишком многое человек запрограммировать не может? Даже на короткий срок. Конечно, я знаю, что дописав этот текст, я захочу пойти на кухню и попить чаю. И это может произойти, но только если вдруг у меня неожиданно не остановится сердце или не случится, что-нить другое непредвиденное. И в такой ситуации находится каждый человек в этом мире.

Если говорить о глобальной перспективе, то мы можем строить планы, вырабатывать стратегии и прочее (в работе, любви, досуге) и это будет совершенно правильно и верно, потому что это наша деятельность, это наша работа в этом мире.

Однако сколько бы мы не кичились своей самоуверенностью и самолюбованием, мы не можем быть уверены, что все будет по-нашему. Ведь все дело в том (как говорил Воланд в моей любимой булгаковской «Мастер и Маргарита»), что человек не просто смертен, а в том, что он внезапно смертен.И внезапно, прежде всего, для себя самого. Это не в наших руках и уж тем более не в наших руках тотальный контроль над тем, что происходит с окружающим нас миром.

И понимая это, прикажете верить только в себя (в человека) и находящийся в данный момент перед моими глазами компьютер? Скудоумно до отвратительности...

p.s. компьютер в данном случае метафора сами знаете чего.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 След.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru