Татарская община-махалля, как выход из тупика

Основная беда татарского народа заключается в том, что он внутренне не структурирован (не организован), и у него нет настоящих руководителей, которые бы избирались на основе этой структуры. Если взять президента Татарстана, то он юридически (да и практически) не является руководителем татарского народа, он – всего лишь руководитель населения Татарстана, на территории которого проживает всего лишь 28 % от всего татарского народа. Если взять Всемирный Конгресс Татар (ВКТ), то – это всего лишь общественная организация. У нас нет ни одного национального органа, который бы был избран путем всеобщего голосования татарского народа, буквально каждого татарина. Мы – не структурированный и лишенный лидера народ. У нас нет станового хребта, поэтому мы не способны сопротивляться даже слабому ветерку, сразу падаем и начинаем жаловаться на судьбу.

У нас сложилась печальная ситуация: татарский народ – армия без генералов, а руководство Татарстана и ВКТ – генералы без армии.

Я вижу разные формы внутренней организации татарского народа. Одна из них – форма «общины». Общины различных уровней (например, общины этажа, подъезда, дома, городского района, города, района республики, Татарстана, российских регионов, всероссийская федеральная община) должны быть связаны с местом проживания людей. Избранные руководители общин всех уровней должны соответственно называться «глава этажа» (кат башы), «глава подъезда» (кереш башы), «глава дома» (йорт башы) и т. д.

Стратегические задачи этих общин – социальная и национальная консолидация татар, расширение сферы применения татарского языка и утверждения того положения, что быть татарином, являющимся членом общины просто выгодно (Если ты считаешь себя истинным татарином и вступаешь в общину, то община всегда защитит тебя от чьих-то несправедливых притеснений, ты начнешь ощущать себя сильным и будешь получать определенную пользу от того, что ты – татарин).

1. Социальная деятельность:  касса взаимопомощи, помощь старым одиноким людям, контроль за деятельностью ЖКХ, соблюдение чистоты и порядка в подъездах и дворах, борьба за увеличение пенсий, освоение органов местного самоуправления, по возможности организация паевых бизнес-структур на базе общины, взаимопомощь членов общины высокого уровня (общины больших домов, района) и местных татарских бизнесменов. Это может проходить в следующей форме: община методом сарафанного радио рекламирует и покупает товары именно этих бизнесменов, а те в свою очередь делают посильные благотворительные взносы на деятельность общины.

2. Деятельность в сфере культуры:  проведение национальных и религиозных праздников, организация общества «Знание», работающего в системе общин, чтение лекций «летучих университетов», проведение общих мероприятий с близлежащей татарской школой и мечетью. При главах крупных общин должны быть информационно-аналитические подразделения по сбору и распространению информации устно и через СМИ и интернет.

3. Работа по воспитанию молодого поколения:  спорт, военно-патриотическая подготовка, летние трудовые и спортивные лагеря, лагеря отдыха.

В городах эти общины надо создавать с уровней этажей многоквартирных домов, то есть – с этажных общин, а в деревнях – с уличных общин. Община должна избрать свою главу. Желательно, что бы в руководстве общины были национально ориентированный ученый или учитель, человек, разбирающийся в исламе (для кряшен – в христианстве) и бизнесмен. Естественно, они должны обладать руководящей жилкой. Если они не захотят входить в руководство, то им надо предложить статус советников при главе или руководящем совете общины. Всем членам общины необходимо будет обменяться адресами, номерами телефонов, «E-mail»ами. Каждый член общины должен будет дать в регистрационный журнал данные о себе: Ф. И. О., год рожд., образование, профессия, место работы и должность. Таким образом будет проведена инвентаризация татарского населения. Только после этого мы будем точно знать,   где и сколько нас живет.



Затем община должна утвердить план своей деятельности на год и поквартально, создать кассу общины путем обязательных взносов, величина которых должна решаться собранием общины.

Естественно, всю работу общины надо стараться вести на татарском языке, так как сохранение и развитие языка – одна из важнейших задач общины.

Я бы посоветовал активным и неравнодушным людям, не думать, что в их дома придут какие-то специальные люди с инструктажем по созданию общин, а самим поговорить с соседями, обсудить мою статью и попытаться организовать общину. Как говорится, никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой, добьемся мы освобождения своею собственно рукой! Со временем, когда этот почин наберет силу, накопится определенный опыт, можно было бы провести научно-практическую конференцию по работе общин.

Пока в недрах самого народа не будут созданы подобные незыблемые структуры, у татар не будет будущего. Если же такая структура начнет функционировать, то в будущем, опираясь на нее, мы сможем создать любую партию и такое государство, которое посчитаем нужным.

Нашей современной общине можно найти аналог в татарской истории. Это татарский «джыйын» (сельский сход, собрание жителей определенной территории). Раньше в каждой деревне был свой джыйын. Джыйын у татар был некой демократической системой общения, взаимопомощи и управления, которая зародилась в очень древнюю, еще доисламскую эпоху. Думаю, что как самая развитая в мире и самая знаменитая англо-саксонская демократия своими корнями восходит к военной демократии древних германцев и викингов, так и демократия татарского джыйына восходит к еще более древней военной демократии древних тюрков гуннской эпохи.

Таким образом, система татарской общины – это одна из форм демократии, а говоря кокретнее, - система татарской демократии, система создания у татар гражданского общества.

Рафаэль Мухаметдинов, к.и.н.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru