Ваххабитский лохотрон

Недавно в руки мне попал учебник для начальных классов мусульманских школ «Муаллиму сани» А.Максуди. Эта книжка особенно дорога для меня, т.к. именно по ней я научился читать Св. Коран. Тотчас всплыли воспоминания из детства. Помню, как отец отвел нас с братом в воскресную школу со словами: «Здесь вас научат самому главному». Помню нашу старую маленькую мечеть (то были первые курсы ислама в городе, Соборную мечеть власти еще не вернули). Помню своего первого хазрата в толстой вязанной кофте и холодный трамвай, на котором мы с братом возвращались зимой с занятий… Пролистывая вместе с воспоминаниями страницы брошюры взгляд случайно упал на вероучительные тексты учебника и вереница картинок из прошлого мигом исчезла. Что-то не то. Меня обманули.

Не тем оказалось определение веры. Вместо двухсоставного (ханафитского) ее понимания в тексте было напечатано трехсоставное. Что такое? Вновь смотрю название книжки. Все верно: «Муаллиму сани». Может это одноименная работа другого автора? Нет, написано: «Ахмад хади Максуди». В чем же дело? И снова воспоминание. На этот раз из студенческих лет. Вспомнилось, как устаз на лекциях рассказывал нам про такое явление как тадлис.

Тадлис активно использовался в мусульманском «Средневековье». По сути, это то же самое, что и сочинительство подложных (вымышленных) хадисов. При этом чьи-то идеи выдавались не только за слова Пророка, но и под именем какого-нибудь авторитетного богослова. Этим нечестным приемом активно пользовались всевозоможные исламские секты, выдававшие свои произведения за труды признанных авторов. Во времена рукописных книг, в мире без интернета такой метод весьма успешно давал свои плоды. Но кто бы мог подумать, что и в наши дни, при том в Казани, найдутся люди, которые также не побрезгуют опуститься до такой мерзости.

Вопрос определения веры – ключевой для противостояния религиозному радикализму. Согласно ханафитской традиции, вера есть «внутреннее убеждение» и «словесное признание». В этом для многих мало что значащем определении скрыт богословский ключ к религиозной терпимости, спасший в свое время немало жизней и по сей день остающийся одним из важнейших теологических методов профилактики радикализма и экстремизма.

Главное в этом двухсоставном определении – не то, что в нем сказано, а то, чего там нет. А нет там третьего элемента – «должного деяния», которое включали в понятие веры хариджиты, считающиеся идейными предшественниками ваххабитов. Признание «должного деяния» синонимом веры в конечном итоге оправдывал в их глазах такфир («обвинение в неверии») и убийство любого неугодного им противника. Логика здесь проста: за каждым можно признать отсутствие «должного деяния», ведь каждый грешен, и стало быть, каждого можно признать неверным, врагом. Даже если ты являешься праведником, все делаешь верно и не совершаешь никаких ошибок, это не значит, что ты будешь спасен от карающего меча. Азракиты (ветвь хариджитов) признавали неверным, подлежащим убиению, даже собственных сторонников, не слишком рьяно, по их мнению, участвовавших в джихаде. Нет должного джихада, нет должного деяния. Нет должного деяния, значит, нет в тебе и веры. Умри, сволочь! Именно этой логикой руководствуются бандиты, взрывающие машины мусульман-милиционеров и муфтиев; террористы, закладываюшие бомбы в людных местах, осознавая, что среди погибших будут и мусульмане. Они прекрасно знают, что нельзя убивать своих единоверцев. А кто сказал, что они единоверцы, что они вообще веруют?

Абу-Ханифа всю свою жизнь настойчиво боролся за двухсоставное определение веры и даже под страхом смертной казни, когда хариджиты захватили его родной город Куфу, отказался отречься от него и проистекаемых из него выводов. Разграничение веры и деяния – центральная тема, возводимых к нему трактатов «Учитель и ученик», «Упрощенное знание», «Послание Усману аль-Батти» и др. В этом вопросе он был более строг и принципиален, чем основатели других мазхабов («канонических толков»), считавших, что «должное деяние» можно включить в определение веры, однако подразумевая, что оно является не признаком ее наличия, а свидетельством ее совершенства.

К чему все это сказано? Многие, наверное, слышали, про ваххабитское ноу-хау: тактику прикрытия ханафитским мазхабом. Так, благодаря этой тактике мы имеем хорошее издание «Толкования акыды ат-Тахави». Бдительные чиновники и фсбэшники с опасением наводят справки. Но все в порядке. Альтернативные источники подтвердили: «Акыда ат-Тахави» – самый, что ни на есть ханафитский труд (что действительно так). Только вот толкование к нему – ваххабитское по всем ключевым вопросам. Благодаря этой тактике мы имеем переизданный учебник А.Максуди, первый учебник в жизни многих российских мусульман. А здесь и беспокоится вообще не о чем, ведь это же наш, татарский, богослов, ему можно доверять. Только вот про тадлис никто не подумал.

Ваххабиты могут не только ханафитские книжки печатать, но и какой-нибудь комитет по ханафитскому наследию учредить, и риторику на ханафитский манер перекроить, и даже намаз по-ханафитски совершать. Не это для них главное. Главное – идеология, то, во что будут верить. Можно и брюки распустить, и бороды укоротить, и лишь один раз поднимать руки во время молитвы. Все это не принципиально. Вас и ваших детей будет убивать другое – трехсоставное определение веры. При этом многие из ваххабитов считают себя умеренными и никого не призывают ни расстреливать, ни взрывать. Это истинная правда. Они призывают к миру. Их задача в другом – продвигать идеологию (в которую они искренне верят сами). Они просто печатают книжки ханафитских авторов и татарских богословов, тихо преподают по этим книжкам, никому не мешают, к хорошему призывают... На вспаханное ими богословское поле вербовать в убийцы придут другие – те, кто знает, как в нужном направлении запустить механизм трехсоставного определения веры. Возможно, сами татарстанские ваххабиты и не подозревают, пешками какой игры они неосознанно стали. Пишу так, ибо для верующих (а ваххабиты – это мои братья-мусульмане) надо найти сорок оправданий. Хотя как оправдывать тех, кто обманным путем распространяет свои взгляды?

Впрочем, не верьте моим словам: просто сравните старое издание «Муаллиму сани» (если вы его еще найдете в Казани) с экземпляром его широко разошедшейся ваххабитской подделки (стр. 36). Не поленитесь найти и неханафитское толкование ханафитской Акыды ат-Тахави. За публикацией этих книг стоят не абстрактные силы, а конкретные люди, которые сейчас выставляют себя невинными агнцами и спешно наряжаются в униженных и оскорбленных.

В лихие девяностые на улицах российских городов была распространена игра, названная народом «лохотрон»: от доверчивой публики требовалось угадать, в каком из трех стаканчиков находится шарик. Все было подстроено так, что невольно возникало ощущение в пользу одного из них. Все искренне верили: искомое там. Но стоило поднять стакан, внутри был лишь обман. Мир вам и милость Аллаха.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru