Чудовище для Булгар

Вне всякий сомнений, Даши Намдаков, работа которого «Хранительница» в последние дни активно обсуждается в татаро-исламском мире, талантливый скульптор. Его работы удивительны, самобытны. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что он гений нашего времени. Отчего же тогда вся мусульманская общественность, проявляя редкое единодушие, выступает ожесточенно против размещения 12-метровой скульптуры Намдакова в Булгарах? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

Булгар для татар – это особое, сакральное место. Это центр притяжения татарского народа. Сложно сформулировать его невыразимое значение для нашего самосознания. Но оно настолько глубоко, что ежегодно десятки тысяч татар со всех уголков страны съезжаются сюда на великий Жиен. Нет ни одного другого мероприятия в национальной жизни нашего народа, куда бы татары стремились в таком же количестве. Ни одного!

Я уже писал про сакральное значение института Духовного управления мусульман, который для татар ассоциирован с национальной государственностью, духовным халифатом, скрепляющим воедино наш народ. Институт Духовного управления мусульман – это наш духовный «Ясриб», вокруг которого собирается татарская умма. Это каркас, на котором веками держалась татарская нация, раскинутая по разным областям и городам России. Булгар по смысловому наполнению связан с теми же глубинными, тектоническими пластами в сознании татарского народа. Булгар – это символ национальной государственности. Это память о ней. Это наш духовный град, тот же «Ясриб», только высеченный в камне. Заметьте, что даже на традиционных татарских шамаилях аяты Корана пишутся не только на фоне Мекки, Медины, но и на фоне древнего Булгара. Это неспроста. И с этими символом нельзя играть.

Бурная реакция татар на реставрацию Московской Соборной мечети, приведшую к ее сносу, и не менее бурная реакции на возможное появление 12-метрового чудища Намдакова в Булгарах проистекают из одной и той же причины – были затронуты тончайшие струны в коллективной душе татарского народа. В случае со сносом мечети в теле татарской нации надломили очень значимую кость. Казалось бы, мечеть расширяется, преображается. Почему же народ негодует? Да потому, что пусть и временно его лишили одной из точек опоры. Замена хоть и старой, но родной кости в теле на нечто новое – это всегда болезненная операция. Отсюда и такая волна несогласия.




В случае же со скульптурой Намдакова татары чувствуют, будто кто-то чужой в грязных ботинках вошел в наш дом и осквернил его неприкосновенность. Спросите любого татарина или татарку, как они относится к церкви рядом с развалинами Соборной мечети в Булгарах и они вам без тени сомнения ответят, что это уродливый шрам в сердце нашей святыни. Никто не будет призывать к ее сносу (политкорректность, взаимоуважение, диалог), но ощущение здесь чего-то чуждого, вонзенного в наше коллективное тело, есть у каждого татарина и каждой татарки. То же самое и со скульптурой «Хранительница».

Все дело в том, что Намдаков – буддист. Буддизм нашел глубокое отражение в его талантливом творчестве. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос. Кто-то может сказать: «Неважно, какой конфессии принадлежит художник, главное, какие идеи и символы транслирует его творчество».  Возможно, это и так, но только не в данном случае. Свою скульптуру «Хранительница» Намдаков изваял в 2003 году. Абсолютно не соотнося ее с булгарским символизмом. Даже в мыслях не имея ввиду ничего подобного! Он делал ее не для Булгар, не для нас!!! Лишь летом 2011 года, когда Казанский кремль принимал выставку этого бурятского художника было замечено некое сходство «Хранительницы», которая стояла на газоне у входа в художественную галерею «Хазине», с татарским крылатым барсом. Тогда и возникла идея разместить ее, но только в увеличенном виде, в Булгарах.

Многие не знают этих фактов. Но все до единого чувствуют, что в этой скульптуре что-то не так. Какая-то она чужая, не родная. Да и сама традиция скульптуры языческая по своей сути и никак не вписывается в исламскую символику сакрального Булгара.

Лично мне сходство «Хранительницы» с крылатым барсом кажется надуманным, а перспектива ее размещения в Булгарах у меня не вызывает ничего, кроме омерзения. И таких, как я, огромное множество. Оставьте Булгары в покое! И без величественных монументов модных скульпторов наш народ будет ценить это место.

P.S. "Он [=Шаймиев] особо подчеркнул, что этот символ изначально никак не связан с исламской религией и с канонами традиционного ислама".

Из официального сообщения Пресс-службы Президента РТ по итогам Совещания по вопросу размещения скульптуры "Хранительница" в Болгаре, 21 марта 2012 г.

http://shaimiev.tatarstan.ru/news/view/83253
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru