Р. Нугманова. Проблема правового и социального положения женщины в Волго-Уральском регионе в 1850-1917 г.г. в трудах джадидистов

08.06.2010

Р. Нугманова. Проблема правового и социального положения женщины в Волго-Уральском регионе в 1850-1917 г.г. в трудах джадидистов

Известно, что волго-булгарские тюрки, приняв Ислам в первой половине IX века в качестве государственной религии, сделали шаг по исламизации своей территории. Несмотря на то, что наши предки были подвергнуты завоеваниям со стороны Золотой Орды, затем христианизации и русификации, они сохранили свою самобытность и вероисповедание. 

Период с XIX - начало XX в.в. в Волго-Уральском регионе характеризуется зарождением реформаторства, обновлением как религиозной мысли, так и образования, т. е. движением, именуемым «джадидизмом», представителями которого являлись такие видные учёные, как И.Гаспринский, А.Курсави, М.Тюнтери, Г.Утыз-Имяни, М.Джарулла Биги, Р.Фахретдин, Г.Буби и др. Прогрессивная часть интеллигенции видела в этом движении интеллектуальную и идеологическую силу, способную вывести татарское общество из многовекового застоя, схоластики и догматики. Традиционалисты же, их оппоненты, зара-нее усмотрели в нём серьёзную опасность для мусульманского сообщества татар, поскольку, по их мнению, джадидизм подразумевал свободомыслие и вольнодумство, граничащее с атеизмом, и был способен разрушить основы тра-диционной исламской уммы, которые не нуждаются в обновлении.

В тот период одним из спорных являлся вопрос о статусе женщины в та-тарском обществе. Поэтому реформаторы поставили себе цель отделить данные женщине исламом права и свободы от ставших религиозными или возникших вместо религии понятий. Например, изданная в 1910 году в Казани книга А.Мустафы «Современное правовое положение мусульманской женщины» рассказывает о таких основных темах, как о жизни женщины после никаха и развода. В ней автор, основываясь на книгу «ал-Хидая» Маргинани и сборник фетв ташкентских улемов в качестве источника, утверждает, что ислам ограничивает права женщин, унижает их и видит в них рабынь. Как из этого следует, в этой практике не ссылаются на Коран и сунну. Между тем, в этих двух основных источниках богобоязненные женщины ставятся выше всяких похвал. Татарские новаторы борются за торжествование слов Всевышнего.

Вопрос о юридическом и социальном положении женщин начал входить в татарское общество, начиная с 1880-х годов в литературных романах: «Хуса-метдин Мулла»(1886) Мусы Акъегета, «Улуф или красивая девушка Хадид-жа»(1887) и «Гөнах-ы кәбаир»(1890) Захира Биги, «Өч хатын белән тормыш» (1908) Гаяза Исхакый, «Тутам рисаләсе» Г.Гафурова Чыгтая, где рассказываются о некоторых случаях несправедливости к женщинам в отношении их прав и социального положения, а женщина определённо показывается воспитанной, но описание её плохого положения в обществе иногда доходит до крайности. Помимо названных выше произведений, во многих других поднимались проблемы религиозного невежества, многожёнства и прав женщины на развод. И первое из них - русское произведение Атауллы Баязидова «Отношение Ислама к науке и иноверцам» , где объясняются основы Ислама для русскоязычного населения, а также даются следующие рекомендации: заключать брак лишь один раз, наличие у женщины права на развод, возможность при необходимости работать и т.д. Также заслуживает внимания «Муталәга» (1903) Р.Фахретдина, в которой он приводит мнения улемов по поводу никаха и развода наряду со своими оценками, а также его труд «Мәшһүр хатынлар» (1904), связанный с известными мусульманскими женщинами. Р. Фахретдин писал это произведение, используя источники «ал-Ихата фи ахбар Гирната» (М.Лисанутдин ал-Хатиб), «Тарих Ибн Халдун», «Тарих давлат Али Сельджук» (ал-Фатх Али ал-Бандари ал- Исбахани) и т.д. 

Вопрос о статусе женщин впервые в мировом масштабе был поднят на собраниях, созданных российскими мусульманами с 1905 года, как первые шаги на пути возвращения своих прав.

Татарские реформаторы в целом разделяли женские вопросы на две области. Первая из них – права и свободы женщин и связанное с ними социальное положение в обществе. В этой плоскости первые взгляды, привлекающие внимание, высказаны Мусой Джаруллой, который утверждает: « Аят «…сотворил вас из одной души и сотворил из неё пару ей, а от них распростра-нил много мужчин и женщин» (сура 4, аят 1) и слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Женщина создана из ребра» поняты неправильно. Это означает то, что мужчина и женщина созданы из одного и того же источника. В сурах «Румы» (аят 21), «Пророки» (аят 37), «ал-Имран» (аят 164) и «Тауба» (аят 128) описывается подобная ситуация». В отрывке из хадиса в сборниках Бухари и Муслима: «Относитесь к женщинам хорошо, ибо они созданы из ребра, а ребро есть самая изогнутая (большая) часть (верхний отдел). Если ты попытаешься его сломать, то непременно сломаешь. А если оставишь, как есть, оно останется изогнутым, хорошо относитесь к женщинам», имеется в виду то, что женщины - это тонкие, чувствительные и изящные существа, и они ломаются с применением силы, и, поэтому, хадис понимается в переносном смысле. Здесь аналогичный смысл, как и в аятах: «Человек создан из поспешности» (21:37), «Аллах … создал вас из слабости» (30:54).

Эта новая мысль Джаруллы о создании женщины сразу была взята на вооружение журналом «Шура» во главе с Р.Фахретдином и редакцией журнала. Нужно заметить, что этот вопрос актуален и сегодня и подлежит винимательнейшему изучению.

Ещё одна проблема, поднятая татарскими реформаторами – статус женщины в обществе и её образование. Несмотря на то, что в своих книгах Ш.Марджани не уделял место этой теме, он советовал учиться науке и языку, и дочь Галию, как известно, вырастил учёным человеком, поэтому его можно назвать одним из первых реформаторов, боровшихся за право образования женщин. Джадидисты утверждали, что с точки зрения прав, в действительности, женщина равна с мужчиной, и все культурные, социальные, творческие, политические и религиозные права есть и у женщин. Поэтому они решительно были настроены на применение права образования для женщин, и считали одной из наиболее важных причин кризиса исламского мира – лишение женщин основных прав и свобод и небрежность к ним, ведь верховенство мужчин в правах невозможно, по крайней мере, в вопросах воспитания детей.

Один из знаменитых татарских джадидистов Р.Фахретдин, также как и М.Джарулла, жалуется на лишение прав женщин, связывая реформы и развитие страны с образованием и воспитанием женщин. Приводя примеры женщин-учёных прошлого, он указывает на то, что воспитание детей зависит от образованных и воспитанных женщин, и их хождение в мечеть на научные собрания, в школы, их участие в политической и социальной жизни является одним из самых естественных прав, данных им Исламом, ставя в пример Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), рассказывает о том, что в те времена женщины принимали участие в пятничных намазах, поучениях и даже в сомнительных для них вопросах внутри общины обращались к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но эти права и свободы исчезли под предлогом смуты (фитна). Что не запрещено Аллахом, то не может быть запрещено людьми. Подверженность женщин этим запретам отдалило их от знаний морали и религии, от воспитания и правового поведения в обществе, «если и есть в хождении женщин в мечеть смута, то в их не хождении смута точно есть» .

Вопрос о посещении женщинами мечети и совершении ими коллективного намаза вновь разгорелся в татарском обществе в 1916 году. Одна из основных причин этого – совершение намаза известной Марьям бинт Темирпулат (из Акчуриных) после хаджа в окружении женщин в первой мечети Уфы. Этот её поступок возмутил некоторых кадимов-традиционалистов района и возбудил новые споры. Джадидисты же, поддержали сторону Марьям ханум, указав на то, что нет религиозных препятствий для того, чтобы женщины ходили в мечеть и совершали намаз коллективно, ведь достоверным является факт, что в старину женщины и мужчины вместе ходили в мечеть и лишь потом на это стали смотреть отрицательно.

Ещё один знаменитый реформатор Габдулла Буби предостерегал, что если женщины не получат свои самые естественные права и свободы и если меры к этому не будут приняты, то это будет навязано посредством Европы или России. Он указывает в этом случае на опасность вхождения посторонней морали и обычаев в быт татарских женщин, свидетелями чего и являемся сегодня мы, современные этнические мусульмане.

Что касается вопроса многожёнства, то здесь мнение татарских реформа-торов таково, что оно в Коране не приказывается, а лишь есть его возможность, используемая при необходимости, где непременным условием является соблюдение справедливости, но рекомендуется ими создание одной семьи. Этого мнения наряду с Г.Буби придерживались Р.Фахретдин и М.Джарулла. Последний на Первом Всеобщем Конгрессе Мусульман России представил доклад о правах женщин и даже попросил запрета многожёнства, исходя из того факта, что многие мусульмане стали злоупотреблять этой милостью Аллаха, не выполняя соответствующих условий, чем вызвал бурную полемику в исламском мире. 

Второй вопрос- это соблюдение исламского хиджаба. В среде татарских реформаторов хиджаб понимался и в значении покрывающей лицо ткани, и в значении покрывающей голову. М.Джарулла указывает на наличие в арабском языке разных названий и даёт краткую характеристику каждой из них:

1) если лицо закрыто полностью – «бурка», «кына»,

2) если открытыми останутся только глаза – «никаб»,

3) если глаза открыты, а нос прикрыт – «лифам»,

4) если платок над ртом – «лисам»,

5) если покрывает шею и голову и не закрывает лицо – «химар»,

6) если размером больше, чем «химар» - «насыф», «муканна» или «микна»,

7) если покрывает голову, шею, плечи и грудь - «джильбаб»,

8) если покрывает всё тело - «рида».

М.Джарулла указывает на то, что они были распространены среди арабов издревле и наряду с паранджёй, будучи показателями чести и стыда, использовались в качестве украшения, а в особые дни (смерть, свадьба) от паранджи отказывались. Исходя из этого, он говорит о наличии в Коране двух видов хиджабов, первый тип хиджаба прикрывает всё за исключением лица и рук – «химар», «джильбаб», а второй тип – это упоминающийся в 53 аяте суры «Ахзаб» - в значении «хиджаба уважения», который не требует прикрывания лица. По его мнению, этот аят означает необходимость соблюдения прав женщин, их чести и уважения и то, что это является обязанностью мужчин. Он пишет: «На женщине должна быть не паранджа, а скорее хиджаб чести, хиджаб целомудрия, паранджа совести. Если женщина начнёт обладать одной из них, то ей не будет позволена паранджа, и возможно, открыть лицо станет обязательным. 

Эти взгляды были поддержаны Р.Фахретдином, который указывал на то, что паранджа не обязательна в исламе, она была введена в религию факихами под предлогом боязни смуты, приводя в доказательство тот факт, что женщины во время паломничества не носили паранджу. На начальном этапе ислама не было таких понятий, как «боязнь смуты» и «испорченные времена», в то время женщины принимали участие во всём, начиная с приёма гостей и заканчивая войной. Как видно, на взгляды джадидистов в женском вопросе повлиял мусульманский учёный Ибн Араби.

Если старания татарских джадидов и дали какие-то положительные результаты, то большевистский период стал препятствием для всего движения за пробуждение. Среди указанных положительных результатов первым стало собрание женского курултая в Казани с 24 по 27 апреля 1917 года. Среди совместно принятых в общем порядке 70 статейных решений, главной темой стала практика многожёнства. Женщины вместе с избранными представителями передали эти решения Всеобщему Собранию Мусульман России. Второй положительный результат – это собрание в Москве. Салима Якупова, занимавшая на заседании одно из 12-ти мест, создала отдельную секцию «женского вопроса». Таким образом, инициатива татарских реформаторов по правам женщин, к сожалению, в большевистский период осталась безрезультатной. 

Сегодня же мы являемся свидетелями процесса исламского возрождения в российском обществе. Немалую роль в этом сыграли татарские женщины, которые и в советское время не прекращали обучать народ основам Ислама. Радует и тот факт, что создаются активно действующие женские кружки и организации, целью которых является распространение Ислама; подрастает поколение образованных мусульманок, на которых возложена огромная задача – воспользовавшись всеми правами, данными Всевышним, донести нашу религию следующим поколениям в её первозданном виде.

Список использованной литературы:

Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. – Ка-зань: Иман, 1998, - 94 с. 

Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. - Казань: Иман, 1997,- 80 с. 

Кулиев Э.Р. Коран. Перевод смыслов. - Ульяновск: Ульяновский дом пе-чати, 2003.- 687с. 

Мараш Ибрагим. Религиозное обновление в тюркском мире. – Казань: Иман, 2005, - 157 с. 

Мустафа А. Место мусульманской женщины в правовой сфере. // Шура // 1912/5, стр.141-144.


Возврат к списку


 

Ислам – самая молодая мировая религия, поэтому неудивительно, что сегодня ислам бурно развивается, не фокусируясь на прошлом, а отвечая на насущные вопросы современного мира, помогая решить сегодняшние проблемы духовной жизни
Отрадно, что с каждым днем растет количество молодежи, стремящейся получить исламское образование. В то время, когда мир наполнен насилием, злобой и неверием, в сердце каждого молодого правоверного мусульманина возрастает потребность в надежной опоре своей веры, в глубине понимания важности служения Аллаху. И исламское образование как ничто другое способно помочь в этом деле.
«Исламский портал» постоянно информирует о работе исламских университетов, освещает проходящие по всему миру духовные семинары и конференции, давая возможность верующим осознать важность и перспективность исламского образования сегодня.

Новые сообщения

Господин Познер заявил о том, что «татарское иго» изолировало Россию от Европы. И, видимо, этот факт ...
Сегодня, 21 февраля, Международный день родного языка. Поздравляю с всех те, кто ценит язык матери и ...
Ислам един, но многолик. Это весьма меткое выражение ректора Российского исламского университета Раф ...
В последние годы мусульманская умма столкнулась с осознанной, планомерной и широкомасштабной провока ...
После просмотра фильма «Орда» я пришел к мысли, что авторы делали акцент в нем на невежественность, ...

Последние комментарии

Популярные блоги